«Детройт» на Оби: почему Новосибирску не грозит внешнее управление
О возможности введения внешнего управления в Новосибирске рассказал начальник департамента финансов и налоговой политики мэрии Новосибирска Александр Веселков на заседании комиссии горсовета по градостроительству. Произойдет это если внутренний долг муниципалитета сравняется с его доходами.
«Сейчас этот вопрос дискутируется. Вносятся в первом чтении поправки от Министерства финансов в Бюджетный кодекс. Там нет понятия «банкротство», но есть понятие «внешнее управление». Все муниципалитеты будут разбиты на три группы в зависимости от величины внутреннего долга, и там где уровень долга достигает 100% (от собственных доходов), должно вводиться внешнее финансовое управление. Не знаю со стороны федерации или региона, но такая новация предусматривается», — отметил Веселков.
В своем докладе Веселков сообщил, что сейчас внутренний долг Новосибирска приближается к 90% от собственных доходов. По словам депутата Игоря Салова, в скором времени этот показатель может достичь 100%. Как основные причины такой динамики Салов назвал НДН.инфо уменьшение субсидий и перевод доходов от НДФЛ в областную казну.
Как у соседей?
Муниципальный долг Красноярска составляет 86% от собственные доходов.бюджета.
В декабре прошлого года Тайга.инфо приводила комментарий главы комиссии по ЖКХ и транспорту красноярского горсовета Аркадия Волкова, по бюджетным слушаниям. По мнению депутата, город оказался в «преддефолтном» состоянии.
«1,8 млрд рублей отделяют Красноярск от банкротства. При этом в 2017 году только на уплату процентов по действующим и планируемым к привлечению кредитам предусмотрены расходы в сумме 1,5 млрд руб.», — цитирует слова Волкова Тайга.инфо.
В тоже время начальник департамента финансов мэрии Красноярска Ирина Хаснутдинова назвала заявление о «преддефолтном» состоянии Красноярска некорректным: «Мы не нарушаем предельное значение, установленное законодательством — это 100% равенство муниципального долга и собственных доходов бюджета города. По факту есть муниципалитеты, которые превысили стопроцентный порог», — отметила Хаснутдинова.
В Омске муниципальный долг — 72% от собственных доходов. Директор департамента финансов и контроля мэрии Омска Инна Парыгина рассказала в феврале журналистам, что за четыре года долг Омска вырос почти в два раза, на 2,5 млрд руб. «Эту сумму мы направили на объекты капитального строительства, за счет них мы привлекли 11,7 млрд рублей из вышестоящих бюджетов», — рассказала корреспонденту бизнес-портала «БК-55» Парыгина.
Самый крупный и известный город, который стал банкротом, — американский Детройт. О финансовой несостоятельности муниципалитета местные власти заявили в 2013 году — бюджет города был не способен выплатить долг в $ 20 млрд.
Некогда центр американской автомобильной промышленности с населением почти в два миллиона человек к 2013 году превратился в разрушающийся, криминальный город, в котором осталось менее 700 тыс. жителей.
Бюджетная война: вернуть НДФЛ
О возможности введения внешнего финансового управления в Новосибирске, Веселков заявил на фоне дискуссии о возвращении в бюджет Новосибирска 10% доходов от НДФЛ, которые ранее передали в региональную казну.
Возвращение части НДФЛ Новосибирску стало ключевым вопросом сессии горсовета, которая состоялась 24 мая. Депутаты проголосовали за соответствующее обращение к губернатору.
На заседании говорилось, что НДФЛ — это 70% от собственных доходов городской казны. После перераспределения в пользу области муниципалитет потерял в 2015–2016 годах более 6,7 млрд руб. По данным начальника департамента финансов и налоговой политики мэрии Новосибирска Александра Веселкова, в первом квартале у бюджета города был миллиардный дефицит. При этом область закончила этот период с профицитом больше чем в 5 млрд руб.
Областной закон, которым предусматривалось перераспределение 10% новосибирского НДФЛ в пользу области, приняли в 2014 году. Тогда потери новосибирского бюджета оценивались в 3,5 млрд. руб.
По мнению мэра Новосибирска Анатолия Локтя, такое сокращение доходов могло привести к приостановке реализации инвестиционных программ и социально значимых проектов. Областная власть тогда называла перераспределение доходов от НДФЛ временной мерой и объясняла ее увеличением расходных полномочий региона на 1 млрд. руб. и сокращением доходов областного бюджета на 9 млрд руб.
В своем бюджетном послании в декабре прошлого года Анатолий Локоть также говорил о снижении поступлений в бюджет, в том числе и из-за передачи 10% НДФЛ в регион.
В свою очередь Владимир Городецкий, комментируя слова градоначальника на встрече с журналистами, отметил, что передача доходов от НДФЛ от муниципалитета области произошла после того, как федеральный центр переложил на плечи региона расходы на здравоохранение. Суммы, по словам Городецкого, сопоставимые. «В 2012 году расходная статья города Новосибирска «Здравоохранение» занимала 3,2 млрд руб.», — сказал Городецкий.
В связи с этим, губернатор призвал новосибирские власти «не спекулировать» на вопросе НДФЛ.
Что делать
По мнению доцента Новосибирского государственного университета экономики и управления Зинаиды Лукьяновой, Новосибирск вряд ли окажется под внешним финансовым управлением из-за муниципального долга.
«Из 85 регионов страны 14 являются регионами-донорами, остальные — регионами-реципиентами, которые не покрывают расходы своей территории за счет доходов бюджета. Новосибирская область — в их числе», — рассказала Зинаида Лукьянова в интервью ИА «Regnum».
Чтобы выйти из сложной экономической ситуации, по ее мнению, Новосибирску нужно увеличить поступления от налогов.
«А сделать это возможно одним путем — путем развития внутреннего промышленного производства, сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса», — цитирует издание комментарий Лукьяновой.
По мнению управляющего партнера DSO Consulting Сергея Дьячкова, внутренний долг Новосибирска растет, прежде всего, ввиду общего экономического кризиса в России.
Дьячков отмечает, что возвращение городу 10% НДФЛ могло бы улучшить финансовую ситуацию в муниципалитете.
Депутат горсовета Новосибирска Наталья Пинус считает, что внешнее финансовое управление в Новосибирске не введут. По ее мнению, возврат доходов от НДФЛ в муниципальную казну позволит серьезно улучшить финансовое состояние города.
По словам Пинус, в Новосибирске есть и другие резервы для пополнения бюджета.
«Город должен взять те деньги, которые ему должны застройщики за аренду земельных участков. Это порядка 3,5 млрд.руб. Это и доходы от рекламы, и доходы от увеличения доли, которую муниципальные учреждения перечисляют в казну. У меня есть целый список мер по наполнению городской казны и по-моему сейчас самое время заняться этими вопросами», — рассказала Пинус РБК Новосибирск.
В апреле мэр Новосибирска Анатолий Локоть предлагал закрепить за муниципалитетами налоги на прибыль предприятий.
«Нельзя строить жизнь города с населением 1,6 млн человек, планируя его развитие только от одной федеральной программы до другой, при этом собственных средств для планового развития у нас становится всё меньше», — сказал Локоть на Красноярском экономическом форуме.
Изменение налоговой политики должно не только давать больше денег, но и стимулировать город работать с предприятиями, считает Локоть. Сейчас основной источник для города — НДФЛ.
Кроме этого, по мнению мэра Новосибирска, необходимо создать механизм стимулирования по НДФЛ.
«Если муниципалитет имеет положительную динамику по объему поступившего в бюджет НДФЛ, то в плановом периоде должен быть пропорционально увеличен норматив отчислений по налогу в местный бюджет», — считает градоначальник.