КСП оценила масштаб проблем с недостроями в Новосибирской области
В отчете говорится о недостроях на начало года. Согласно документу КСП, в Новосибирской области зафиксирован 671 объект незавершенного строительства, находящийся в государственной и муниципальной собственности. Общая стоимость этих объектов равняется 111,2 млрд руб. На строительство уже потрачено 23,7 млрд руб. Для окончания строительства нужно 87,5 млрд руб.
«Большая доля объектов незавершенного строительства приходится на сферы жилищно-коммунального хозяйства (62,9%), в том числе, на жилищное строительство (13,7%), на транспортную инфраструктуру (13%), здравоохранение (8,9%)», — говорится в отчете КСП.
В собственности Новосибирской области находится 148 объектов незавершенного строительства. Общая стоимость этих недостроев составляет 91,3 млрд руб., кассовые расходы — 10,7 млрд руб. «Из них основное количество объектов находится на учете Министерства строительства Новосибирской области (99), Министерства транспорта (21), Министерства здравоохранения (15)», — добавили аудиторы.
Число незавершенных объектов, строительство которых началось в 2018 году властями муниципалитетов, составляет 523 единицы. Их общая стоимость равна 9,9 млрд руб., кассовые расходы составляют чуть более 13 млрд руб. При этом самое большое число недостроенных зданий выявлено в Новосибирске (162), Новосибирском (40) и Татарском (30) районах.
По 30 незавершенным объектам сроки строительства задержаны более чем на полгода.
В качестве причин появления объектов незавершенного строительства названы неисполнение правовых актов по вопросам финансирования, начало строительства или реконструкции объектов без разрешительной документации, несвоевременное финансирование, а также отсутствие скоординированных действий между властями.
«Отсутствие мероприятий по консервации приостановленных строительством объектов незавершенного строительства способствует разрушению и расхищению созданных конструкций, а также снижению прочности и устойчивости объектов под воздействием климатических факторов», — говорится в отчете аудиторов.
Также в результате визуального осмотра на некоторых объектах были выявлены нарушения и дефекты. «Ряд работ предусмотренных проектом не выполнен, при этом объект введен в эксплуатацию; работы выполнены с дефектами либо не соответствуют установленным требованиям; по ряду объектов строительство не велось, при этом объекты не законсервированы и другие нарушения», — уточнили в КСП.
Для снижения объемов числа долгостроев при правительстве Новосибирской области сформировали рабочую группу. В материалах КСП говорится, что рабочая группа рассмотрела планы правительства Новосибирской области «по списанию и сносу ряда объектов». При этом срок списания недостроев не определен.
Для устранения выявленных нарушений аудиторы направили представления в региональные Минтранс, Минстрой и ГКУ «Управление капительного строительства».
В начале этого года на заседании комитета по строительству, ЖКХ и тарифам было озвучены потери регионального бюджета в результате появления недостроев. Парламентарий Ашот Рафаелян напомнил о строительстве плавательного бассейна в Северном районе, который начали возводить 8 лет назад, однако так и не достроили. «Когда я ознакомился с деталями этого проекта на выездном совещании, я сказал, что этот объект подрядчик не достроит, потому что у организации не было необходимых мощностей. Компания состояла из трех человек: директор, бухгалтер и инженер. В итоге, фирма получила 30% предоплаты, объект начали строить, но так и не достроили. Я неоднократно делал запросы в Минстрой. Через три-четыре года компания оказалась несостоятельной, потом еще через три-четыре года подали в суд. Пока процесс завершился прошло около 8 лет. В итоге за это время стоимость строительства бассейна выросла на 30-40%», — сказал Рафаелян.
«Вот уже который год мы работаем по 44-ФЗ, — комментировал проблемы депутат Заксобрания Илья Поляков. — Закон нормальный, но есть один нюанс. Побеждает тот, кто предлагает самую меньшую цену. В итоге, победителями могут оказаться организации, которые не имеют ни малейшего представления о строительстве. Они выставляют стоимость порой даже ниже себестоимости», — подчеркнул Поляков.
По словам депутата, по большому счету такие предприниматели ничем не отвечают за срыв сроков строительства. Иногда, в редких случаях, подрядчик может быть привлечен к ответственности за мошенничество.
«Бюджет теряет огромные суммы. На самом деле, это можно назвать практически преступлением. Мы живем в диком бюджетном дефиците, а в итоге, еще используем неправильно этот ресурс. Неплохо сделано в программе капремонта жилых домов: первый год эта программа буксовала из-за ненадежности подрядчиков. А потом был найден законный способ проводить конкурс в два этапа: в начале смотрят на компетенции, а потом составляется пул и уже проводится второй тур. Однако на такие решения неоднозначно смотрит Федеральная антимонопольная служба», — считает Поляков.