Модернизировать новосибирский водопровод предложили за счет застройщиков
Инвестпрограмму «Развитие систем водоснабжения и водоотведения на 2015–2019 годы» департамент по тарифам Новосибирской области утвердил в 2014 году. Она состоит из четырех разделов, в которых расписано, за счет чего «Горводоканал» будет получать прибыль и как будет ее вкладывать в строительство, реконструкцию и модернизацию сетей.
Контрольно-счетная палата Новосибирска (КСП) проверила, достигнуты ли плановые показатели 2015–2017 годов и что могло этому помешать. Результаты размещены на сайте ведомства.
Специалисты выяснили, что лучше всего реализованы задачи из первого раздела программы, касающегося подключения к сетям новых абонентов.
Планировалось провести 17 подключений к водоснабжению и 17 — к водоотведению, чтобы получить 2,2 млрд руб. «Горводоканал» выполнил все обязательства, однако прибыли извлек на полмиллиарда рублей меньше. Это связано с тем, что три объекта подключили, но до конца 2017 года в эксплуатацию не ввели. Таким образом, освоение средств относительно плана за три года составило 78,7%.
Второй раздел программы посвящен модернизации и реконструкции сетей. Они, по расчетам, должны проходить на деньги, полученные от амортизации — этот показатель входит в состав потребительской платы за питьевую воду и водоотведение. Реально использовать из этой статьи доходов «Горводоканал» смог только 628,4 млн руб. — 49,3% от плана. Связано это с тем, что деньги, которые горожане платят за воду и канализацию, уходят в первую очередь на зарплату сотрудников, налоги и электричество.
В аудиторском отчете КСП посоветовала использовать для реконструкции сетей деньги, которые «Горводоканал» получает по первому — самому прибыльному — разделу инвестпрограммы.
«Наше предложение состоит в том, чтобы переструктурировать доходы и расходы: деньги на модернизацию брать не из того, что люди по квитанциям платят, а из прибыли за подключение застройщиков», — пояснил РБК Новосибирск аудитор Сергей Хотеев, который проводил проверку.
При этом специалист отметил, что даже если бы программа выполнялась полностью, это не вывело бы из критического состояния сети водоснабжения и водоотведения. К 1 января 2018 года первые были изношены на 68,7%, вторые — на 74,9%. На это влияет как многолетнее недофинансирование, так и то, что предприятие постоянно берет на баланс новые сети, которые требуют полной реконструкции.
Подробнее на РБК: В Новосибирске нашли почти 100 км «бесхозного» водопровода
Тариф инвестпрограмме не поможет
Третий раздел инвестпрограммы касается водопровода и канализации, которые «Горводоканал» планировал строить от централизованных сетей до новых потребителей. Здесь снова сказалось снижение строительства: освоили всего 32,8 млн руб. — 1,1% того, что планировали.
«Программу составляли в 2014 году, опираясь на показатели строительства 2010–2013 года. Тогда город гремел на всю страну по темпам роста. Но с 2015 года объемы строительства постепенно падали, а плановые показатели остались старые», — говорит Хотеев.
На прибыль повлияло еще и то, что застройщики часто сами строят коммуникации до точки подключения, не пользуясь услугами «Горводоканала».
В последнем разделе, посвященном индивидуальной плате, тарифы для каждого отдельного заказчика устанавливает профильный департамент Новосибирской области. От таких клиентов МУП за три года получил 369,9 млн руб. — 48,1% от плана. Дело не только в том, что заказчиков оказалось меньше, чем рассчитывали, но и в том, что те, кто просил назначить индивидуальный тариф, в итоге не подключились к централизованным сетям.
В целом аудитор пришел к выводу, что «Горводоканал» остро нуждается в инвестициях.
«Обеспечить инвестиции в условиях жесткого ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги и политики «тарифных перекосов» практически невозможно», — указано в отчете КСП.
При этом Хотеев подчеркнул, что хоть тарифы за воду и канализацию для жителей Новосибирска немного ниже, чем в среднем по сопоставимым городам, вряд ли увеличение потребительской цены решит проблему: «Контрольно-счетная палата не анализирует тарифы и прибыль от них — это дело департамента по тарифам. Но в этом сегменте всегда присутствует задолженность: не все вовремя оплачивают счета. Поэтому, планируя ремонт сетей, надо рассчитывать на другие источники дохода. Это мы и отметили в отчете».