Эксперт о скандальной картине: «Делая репост, думайте о будущей карьере»
В 2016 году Октябрьский районный суд внес картину «Великая прекрасная Россия» в список экстремистских материалов. В начале прошлого года дело дошло до Совета по правам человека при президенте РФ. «Очевидно, не был учтен сатирический, намеренно гиперболизированный, лубочный характер картины, в которой не пропагандируются, а, напротив, высмеиваются бытовой национализм и ксенофобия», — заявили в СПЧ.
Подробнее: В Новосибирске изучили «возбуждение ненависти» в нашумевшей картине
Решение суда и последствия подобных дел для РБК Новосибирск прокомментировал эксперт.
Михаил Морозов, партнер, руководитель практики разрешения судебных споров ООО «Сибирская юридическая компания»:
— Особенность рассмотрения дел о признании материалов экстремистскими в том, что решение во многом зависит от результатов экспертизы. Материал может быть признан таковым, если в нем присутствует призыв к экстремистским действиям или есть признаки разжигания вражды к различным группам людей.
Такой критерий, как наличие призыва или разжигания вражды, носит субъективный характер. Сначала прокурор делает предварительный вывод о его признаках, ориентируясь на собственное его понимание. Зачастую оно подкреплено результатами какого-либо исследования.
Простого нарушения норм этики или морали в материале, в отсутствие призыва, недостаточно для вывода о наличии экстремизма. Следовательно, суд должен установить значение используемых автором смысловых конструкций и их возможное восприятие со стороны других лиц. Эта задача осложняется еще и тем, что нужно это совместить с пределами реализации права на свободу мысли, слова и выражения мнения.
Позиционирование картины в качестве карикатуры не отменяет вопрос, содержит ли она элементы экстремизма. Несложно вспомнить, что восприятие карикатур и сатирических произведений на религиозные темы приводило к печальным последствиям.
В случае с картиной Васи Ложкина экспертиза сделала вывод, что картина не содержит призывов к разжиганию розни, а формирует критический взгляд к событиям, представленным на картине.
Признание материалов экстремистскими — это публичная санкция со стороны государства, которая ограничивает права лица в области интеллектуальных прав и повлечет массу негативных последствий для многих субъектов (прежде всего тех, кто ставил лайки, делал репосты).
Вовлеченность в такую чувствительную сферу может поставить крест даже на будущей карьере.
Вряд ли возьмут на госслужбу человека, замеченного в экстремизме. И то обстоятельство, что лайк и репост был давно и задолго до того, как материал был признан экстремистским, роли играть не будет.
Из данного дела можно сделать два совершенно разных вывода. Если материал кажется смешным, не стоит делать репост, не проведя элементарного анализа возможных последствий такого действия. Второй вывод отчасти противоположен первому, даже если правовая ситуация в ее начале кажется безнадежной, выход из нее вполне может быть найден в правовой плоскости.
Игорь Саженин, старший государственный судебный эксперт Сибирского РЦСЭ Минюста РФ:
— Произведения искусства достаточно редко признают экстремистскими в силу их неоднозначности. Смысловое наполнение произведения искусства зависит не только от его особенностей, но и от воспринимающего субъекта, в зависимости от его (субъекта) индивидуальных свойств. Это достаточно сложный объект для анализа. И категорический вывод не всегда возможно сделать. Чаще всего экстремистскими признаются песни. Чем «примитивнее» произведение в художественном отношении, тем больше у него шансов быть признанным экстремистским.