Аудиторы: срыв сроков ввода соцобъектов ведет к резкому росту затрат
Срыв запланированных сроков строительства социальных объектов в Новосибирской области в региональном Минстрое объяснили недостаточной «приоритетностью и нуждаемостью» в них.
В феврале аудиторы Контрольно-счетной палаты Новосибирской области предоставили в региональном парламенте отчет о результатах проверки законности и результативности использования субсидий, предоставленных муниципалитетам из областного бюджета на софинансирование капвложений в объекты муниципальной собственности в 2018 и в 2019 году.
Отсутствие своевременного и в полном объеме финансирования для завершения строительства объектов приводит не только к увеличению сроков строительства, но и к значительному удорожанию стоимости строительства, указано в отчете.
Например, школа в поселке Горном вместо двух лет строилась более пяти, а смета выросла на 76%. Норматив на возведение культурно-досугового центра в Прокудском был превышен вдвое, смета — на 31%. Физкультурно-оздоровительный комплекс в Краснообске вместо полутора лет строится почти шесть, стоимость за это время подросла на 54%. В результате сметы только по этим трем объектам выросли почти на полмиллиарда рублей.
Направление средств на строительство объектов муниципальной собственности идет через выделение субсидий муниципалитетам и бюджетных инвестиций ГКУ НСО «УКС» в создание объектов госсобственности. Аудиторы отмечают, что ассигнования на завершение строительства ряда объектов, запланированных ко вводу в ближайшие три года, предусмотрены в не достаточном объеме.
В прошлом году аудиторы сообщали, что в целом в Новосибирской области зафиксирован 671 объект незавершенного строительства, находящийся в государственной и муниципальной собственности. Общая стоимость этих объектов равняется 111,2 млрд руб. На строительство уже потрачено 23,7 млрд руб. Часть объектов запланировано снести.
В региональном Минстрое на запрос РБК Новосибирск пояснили, что в целом бюджет формируется исходя из возможностей доходной части, а отраслевые министерства определяют перечень соцобъектов в соответствии с «приоритетностью, целесообразностью, первоочередностью и нуждаемостью».
«Предпринимаются все возможные меры для завершения строительства объектов в запланированные сроки», — подчеркнула замминистра Елена Бондаренко.
На вопрос о темпах роста смет по школе в Горном, где смета выросла на 350 млн. руб (76%), Бондаренко пояснила, что стоимость выросла после корректировки проекта на в связи с приказом федерального Минобразования о новых требованиях к технологической оснащенности школ.
Вопрос о достаточности финансирования и соблюдении графиков по 59 объектам, которые по данным отчета КСП должны ввести в строй в конце 2019 и в период 2020-2021 годов, в Минстрое Новосибирской области ответа не предоставили. Редакция направила повторный запрос.
Ашот Рафаелян, депутат Заксобрания Новосибирской области, председатель совета директоров ООО «ГаммаСтрой»:
— Подобная ситуация была со сметой на дом культуры и насосную станцию в Куйбышеве. Раньше часто подрядчики соцобъектов банкротились, получив аванс, либо по строительству срывались сроки по этапам. Неосвоенные средства перераспределялись на другие проекты, образовывался дефицит. К недострою можно было вернуться после судов с подрядчиками, заново осметив работы и отторговав стройку. Сейчас проблемных объектов стало меньше после введения банковских гарантий и уменьшения доли средств, выплачиваемых авансом.