Вопрос недели: какие структуры власти в Новосибирске нужно реформировать?
Мэр Новосибирска подписал документы о создании комитета по вопросам озеленения, который войдет в структуру департамента культуры, спорта и молодежной политики администрации. В новый комитет войдут специалисты, которые сейчас занимаются вопросами озеленения в составе нескольких департаментов мэрии. Штатная структура пока не утверждена, планируется, что комитет приступит к работе в январе 2019 года. Пока ответственность за зеленые зоны города несут несколько ведомств: дорожный департамент отвечает за газоны и скверы, департамент культуры — за парки, за озеленение придомовых территорий — структуры департамента энергетики и ЖКХ.
Тимур Ханов, блогер, экс-депутат горсовета Новосибирска:
— Департамент предвыборных обещаний. Но это в шутку, а всерьез число подразделений надо не умножать, а сокращать. Интересно сравнить структуру мэрии Новосибирска и, например, Нью-Йорка, который значительно больше. Можно сравнить с городами на постсоветском пространстве. Какова структура управления эстонской столицы или латвийской? Можно сказать, что у Новосибирска не хватает денег. Но не будет ли правильным методом сократить количество чиновников и поставить главной задачей эффективность работы с пользой для граждан?
Наталья Пинус, депутат Совета депутатов города Новосибирска:
— Отдельной структуры требует сфера оптимизация работы мэрии и повышение ее эффективности. Этим никто не занимается. Нужна административная реформа и непрерывный процесс оптимизации деятельности, ориентированный на результаты. Сейчас же мэрия та организация, для которой деятельность — это скорее процесс. Цели и задачи, если и есть, то они очень формальные и слабо нацелены на результат.
Алексей Куницын, председатель общественной организации «Привет, велосипед!»:
— Необходимо разделить Департамент транспорта на два подразделения. Одно будет заниматься общественным транспортом, стратегией его развития, ремонтом и строительством дорог. Потому что сейчас в приоритете не развитие дорог, а их ремонт, чему немало способствует автомобильное лобби. Второе подразделение будет заниматься аудитом и строительством пешеходной среды и велодорожек. Чтоб и в БКД учитывались интересы пешеходов и велосипедистов. Адвокация пешеходных интересов сейчас практически не представлена, и мы видим это по планам реконструкции городских дорог. Между тем, к примеру, в Москве и Санкт-Петербурге интересы неавтомобилистов представляют специалисты.
Константин Уткин, руководитель Координационного Совета по защите прав жителей аварийного жилья и Председатель правления общественной организации «Закон и Справедливость»:
— Считаю, что должна быть отдельная структура в мэрии, которая будет заниматься именно расселением и реновацией жилья. Это проблема никогда не закончится, так как любое жилье ветшает. Люди в массе своей ошибочно считают, что это проблема только бараков, но нет! У нас хватает «нового аварийного» жилья, как дом 2 на улице Портовая. Может прийти черед «хрущевок» и «сталинок».
Андрей Гудовский, экс-депутат, экс-министр региональной политики Новосибирской области:
— Дополнительные подразделения в мэрии не нужны. Из-за того, что существующие подразделения по функционалу дублируют друг друга, принятие решений затягивается, эффективность управления снижается. Необходимо провести анализ существующей структуры, оптимизировать существующие и убрать ненужные. Какие ненужные? Например, департамент промышленности: чем он занимается, какой промышленностью в Новосибирске? Отдать всё на аутсорсинг — пускай бизнесмены зарабатывают. А мэрия пусть занимается своими прямыми обязанностями — управляет городом и делает жизнь в нем более комфортной.
Дмитрий Прибаловец, депутат Совета депутатов города Новосибирска:
— Рабочая группа по борьбе с пылью, в состав которой я вхожу, обращалась в мэрию с предложением о воссоздании УАТИ, ликвидированной несколько лет назад. Она же будет не только контролировать нарушения правил благоустройства, но и штрафы выписывать. То есть структура будет зарабатывать в бюджет города, а это редкий случай, когда поступления пойдут прямо в бюджет города.
Что касается комитета по озеленению, да, существующие структуры раздроблены, и в итоге вопросы не имеют комплексного решения. Но здесь нужно решить ряд организационных вопросов, чтобы не произошло увеличение штатных единиц. Последнее время мы много говорим о том, что нужно оптимизировать структуру мэрии. Та, работа, которая ведется в мэрии по оптимизации структуры, на мой взгляд, явно недостаточная, ведется для галочки: много вопросов у депутатов по структурам районных администраций. Знаю, что в Тюмени был проведен по оптимизации структур эксперимент, явно удачный.
Олег Викторович, проект «Дом с часами», зампредседателя «Партии дела» в Новосибирске:
— Задачи, которые ставятся комитету по озеленению, люди, которые за ним стоят, у меня вызывают доверие. Это необходимая структура. Раньше было — есть «Горзеленхоз», который режет ветки, и чем больше срежет, тем больше денег получит. И выжить дереву в городе нет никакой возможности. И посадки однотипных растений это, конечно, не для столичного статуса Новосибирска. Мы можем больше, с точки зрения и научных знаний, и разнообразия видов.
Например, те же яблони «Рудольф»: если они приживутся, они будут очень оживлять набережную. Или липы — они очень хорошо переносят урбанистическую среду, пригодны для обрезки. Что оптимизировать? Из того, с чем я сталкивался — это структуры ЖКХ и департамент строительства и архитектуры. Там надо наводить порядок, — не зря постоянно вокруг них скандалы.