Индивидуальные предприниматели стали чаще занимать средства в МФО
В прошлом году микрофинансовые организации, зарегистрированные в Новосибирской области, выдали бизнесу почти 700 микрозаймов общим объемом 1,6 млрд рублей. Это на 12% больше по количеству и на 21% по объему, чем за 2022 год, констатируют аналитики Сибирского отделения Центрального банка РФ.
«Больше 80% займов бизнес получил на льготных условиях через государственные фонды микрофинансирования, — отмечают в пресс-службе регулятора. — Остальные деньги предприниматели занимали в частных МФО, чья бизнес-модель ориентирована на работу с корпоративными клиентами».
У индивидуальных предпринимателей — рост спроса на микрозаймы, они стали не только чаще занимать деньги в МФО (+41% к количеству договоров), но и брали более крупные суммы. Средний размер микрозайма ИП вырос на 15%, до 1,8 млн рублей, у субъектов малого и среднего бизнеса размер микрозайма также увеличился — с 2,4 млн до 2,6 млн рублей.
«Микрозаймы — это гибкий и удобный финансовый инструмент для небольших компаний. Многие МФО, в том числе и государственные, готовы работать даже со стартапами. Бизнес на заемные деньги запускает интересные, а, главное, нужные проекты. Открываются небольшие производства, восполняющие дефицит импортных товаров — электроники, товаров для животных, одежды и т.п. Есть истории, когда наши локальные бренды выходили на международный рынок и брали микрозаймы на масштабирование производства», — прокомментировала Марина Асаралиева, первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России.
Максим Пащенко, глава группы компаний IT SMART FINANCE, также отмечает, что сегмент займов для бизнеса растет. «Средний чек в этом продукте — порядка 500 тыс. руб. при среднем чеке на банковском рынке кредитования МСБ в 2 млн руб., — констатирует он. — Цели у малого бизнеса — это в основном пополнение оборотки, средства на зарплату, материалы».
Читать подробнее: Максим Пащенко, IT SMART FINANCE: о трендах рынка МФО и взыскания, конкуренции банков и микрокредитовании бизнеса
Асаралиева добавляет, что линейка продуктов коммерческих микрофинансовых организаций шире, чем государственных. Среди специализированных предложений — тендерные займы или займы на исполнение контрактов, факторинг, овердрафт. Появились и совсем узкие направления. Например, специальные условия для продавцов на маркетплейсах или перевозчиков.
«Наш потенциальный клиент — это предприниматель, у которого высокомаржинальный бизнес, может быть, это розница, магазин, он, возможно, селлер маркетплейса или занимается грузоперевозками», — продолжает Максим Пащенко. Бизнес обращается в МФО, так как не все предприниматели соответствуют риск-политике банков, которая все больше ужесточается, к тому же в МФО значительно выше скорость принятия решения.
Согласно данным БКИ по выборке юридических лиц, на которые ссылается в исследовании регулятор, которые в 2023 году взяли заем в МФО, половина таких заемщиков хотя бы раз подавала заявку в банк. При этом уровень одобрения довольно низкий — только по 12% таких заявок были заключены договоры.
При этом, по данным ЦБ, 57% государственных и 88% коммерческих МФО отмечают потребность в увеличении предельной суммы микрозайма для бизнеса. В Госдуме сейчас рассматривается законопроект об увеличении суммы микрозайма для ЮЛ и ИП с 5 до 7 млн рублей, для самозанятых — с 500 тыс. до 1 млн рублей.