В Новосибирске спрогнозировали дефицит гостиниц и апарт-отелей
За последние шесть лет количество гостей в Новосибирске увеличилось на 55,6%, отмечено в исследовании гостиничного рынка Центра анализа рынков, которое есть в распоряжении редакции. При этом в перспективе трех лет, по оценкам бизнес-аналитиков, рынок будет продолжать активный рост за счет числа туристов. К 2027 году выручка гостиничных предприятий города вырастет практически вдвое до 11,6 млрд руб. в год.
В Новосибирске сейчас ощущается нехватка номерного фонда в отелях 3-4 звезды.
Общее количество ночей, проведенных туристами в новосибирских коллективных средствах размещения (КСР) 2022 году, составило 1,7 млн ночей. Новосибирск относится к числу тех регионов, где туристы, если остаются с ночевками в коллективных средствах размещения, то на достаточно небольшой срок. Так, среднее число ночей, которое гости проводят в Новосибирске — 2,2, средний чек — 3,2 тыс. руб. в сутки.
При этом гостиничный рынок Новосибирска — высококонцентрированный. Валовая выручка 10-ти крупнейших гостиничных предприятий Новосибирска в 2021 году составила 64,9% выручки всех коллективных средств размещения города.
За последние пять лет номерной фонд отелей Новосибирска вырос на 16,4%, он составляет 7,3 тыс. номеров при общем числе номеров в КСР — 14,8 тыс. В структуре рынка коллективных средств размещения преобладают апартаменты, на чью долю в 2022 году приходилось почти половина (43,5%) всех средств размещения. 7-9% всего номерного фонда — апарт-отелях. В разрезе гостиниц, отелей и гостиничных комплексов более половины (51%) объектов по выборке имеют 3 звезды.
Среди российских туристов основная часть постояльцев новосибирских средств размещения — жители Москвы, Подмосковья и сибирских регионов. В Новосибирск едут в основном туристы без детей со средним доходом 35-60 тыс. руб. в месяц. Около 9% туристов имеют доход более 150 тыс. руб.
Загруженность номеров в КСР Новосибирска 64%, что, по мнению аналитиков, говорит о дефиците номерного фонда.
Марина Усенко, партнер, глава департамента гостиничного бизнеса и туризма Commonwealth Partnership (CMWP) констатирует, что в крупных региональных городах-миллионниках, которые не имеют значимых туристских «магнитов» в виде истории или природных факторов, к каковым относится Новосибирск, среднегодовая загрузка гостиниц для отелей современного качества традиционно до начала 2020 года колебалась в пределах 60-65% с традиционным «проседанием» спроса в периоды сезонных отпусков, — это май и август.
В последние два года, на фоне роста внутреннего туризма и предпочтений туристов на отдых в пределах собственных или соседних регионов, новосибирские отели смогли нарастить среднегодовую загрузку как минимум на 2-3 процентных пункта, отмечает Усенко. Это сгладило снижение загрузки в месяцы, которые ранее были слабо востребованы.
Рынок коллективных средств размещения Новосибирска развивается более низкими темпами, чем спрос на услуги размещения, констатирует аналитик Центра экономики рынков Руслан Сабиров.
«Текущие показатели развития индустрии гостеприимства в Новосибирске прогнозируют серьезный дисбаланс в сторону увеличения спроса и недостатка предложения на рынке уже в среднесрочной перспективе, — уверен Сабиров. — Благодаря уникальному положению и статусу Новосибирска, наличию отелей высокого ценового сегмента и международного уровня, а также развивающейся обеспечивающей инфраструктуре туризма и гостеприимства, у Новосибирска есть все перспективы стать центром притяжения туристов из регионов России, граждан со средним достатком и с достатком выше среднего, а также туристов из стран Центральной Азии и АТР, посещающих Россию с деловыми целями».
Перспективы апарт-отелей
Сервисные апартаменты — прогрессивный инструмент: для одних это возможность зарабатывать, для других — возможность качественного проживания.
Инвестор может строить проект полностью за свои средства, а может привлекать микроинвесторов, которые, вкладывая определенную сумму порядка 3-5 млн руб. получают отделанные и оборудованные апартаменты с набором сервисных услуг, а также профессиональное управление этой недвижимостью с максимизацией дохода от ее сдачи.
В каждом сервисном апарт-отеле около 10% — те, кто купили апартаменты под себя и живут там, около 70% сдают апартаменты через управляющую компанию, а 20% собственников апартаментов сдают их самостоятельно. При этом часть работы УК — привлечение арендаторов в сегменте B2B, например, корпораций, которые приглашают узких специалистов и оплачивают им проживание.
«Появился кейс, когда работодатель выступает арендатором и снимает квартиры длительно под своих работников, заключая с ним внутренний договор, что сотруднику зарплату платят меньше, зато снимают апартаменты. Для компании выходит оптимизация на зарплатных налогах», — говорит Николай Антонов, глава «МТЛ-Апарт».
Учредитель TS Group Александр Бойко констатирует, что рынок сервисных апарт-отелей в Новосибирске не насыщен, есть потенциал для двадцатикратного роста: в среднем по миру на 1 тыс. человек должно приходиться 20 номеров, то есть в Новосибирске должно быть 30 тыс. номеров, а по факту есть всего 1,5 тыс. юнитов.
Сейчас сервисные апарт-отели занимают чуть меньше 10% всего номерного фонда КСР в Новосибирске. При этом апарт-отели для туриста со средним доходом выгоднее гостиниц. Разница между стоимостью размещения в отелях и в апарт-отелях достигала почти двух раз в пользу апарт-отелей (3,7 тыс. руб. в гостиницах и 2,18 тыс. руб./ночь в сервисных апартаментах).
В целом в Новосибирске достаточно удачных локаций для возведения сервис-отелей. «Факторами успеха апарт-отелей является правильно выбранная локация, где все рядом — деловые и бизнес-центры, вузы, медицинские клиники, госучереждения, парки отдыха, хорошая транспортная доступность и близость к метро, — отмечает Алексей Баев, соучредитель и коммерческий директор ООО СЗ «Камея». — Людей привлекают именно те места, куда им необходимо регулярно приезжать по своим делам: обучения, командировки, деловые встречи, лечение, путешествия, туризм».
Коммерческий директор SG Development Борис Половников отмечает, что с точки зрения локации апартаментов важнейшим фактором является всесезонность. «В несезонный период некоторые привлекательные локации, например, в центре или у реки, неожиданно уступают тем точкам, которые расположены в не столь привлекательных местах с точки зрения обывателя — например, рядом с вузами, больницами, спортивными сооружениями, предприятиями», — отмечает эксперт.
Марина Усенко, партнер, департамент гостиничного бизнеса и туризма Commonwealth Partnership:
— До недавнего времени Новосибирск был, в первую очередь, городом делового туризма, который выполнял столичные функции для своего региона и для Сибирского федерального округа, располагал крупнейшей конгрессно-выставочной площадкой в восточной части страны, а также — не в последнюю очередь — являлся одним из центров науки и новых технологий на базе Академгородка.
Этот тип спроса довольно стабилен и вряд ли будет существенно меняться в перспективе. Увеличение же турпотока за счет отдыхающих и отпускников, которое так активно регистрировалось за последние годы, связано не только с сужением возможностей для проведения отпуска для россиян, но и с постепенным расширением ассортимента услуг для проведения досуга в самом городе.
Помимо насыщенной культурной жизни, Новосибирск привлекает жителей своего региона и гостей из других областей современными торговыми комплексами и ресторанами, возможностью посещения аквапарка и оздоровительных комплексов. Все это — основные составляющие короткого отдыха в режиме «длинных выходных». Поэтому основная задача для Новосибирска — удержать возросший спрос на гостиничное размещение именно этой группы клиентов.