Эксперты по ВЭД — о проблемах параллельного импорта и новых челноках
Президент России Владимир Путин в конце июня подписал закон, разрешающий параллельный импорт и освобождающий от ответственности за него. Этот механизм должен снизить критичность ситуации с товарами брендов, прекративших поставки в Россию. Эксперты РБК Новосибирск — о том, какие проблемы новый механизм сможет решить, и с какими сложностями сталкиваются предприниматели, которые развивают эту нишу.
Иностранные компании прекратили поставки в Россию или ушли из страны после начала спецоперации на Украине. Власти после этого отменили ответственность за параллельный импорт. Минпромторг в апреле опубликовал перечень товаров, которые можно ввозить через третьи страны без согласия правообладателя, он состоит из 23 страниц и включает продукцию нескольких сотен иностранных брендов
Александр Дегтярев, управляющий АО «ВЭД Агент», эксперт по импорту и экспорту, член ОС при ФТС РФ:
— Механизм параллельного импорта поможет избежать острого дефицита техники. Цены будут в любом случае выше, чем раньше: эти товары надо доставлять часто не напрямую из стран, где они производятся, а через третьи страны, через многочисленных посредников.
Наши партнеры в Турции прямо говорят, что им национальное правительство «настоятельно рекомендует» на товары из ЕС, США делать торговую наценку не менее 5%. Плюс стоимость логистики через третьи страны.
При торговле с китайскими партнерами товарами, маркированными зарегистрированными торговыми знаками, мы сталкиваемся с проблемой официально экспортировать их из Китая: правообладатели не дают разрешение на такой экспорт в РФ. Сами китайские экспортеры не хотят рисковать конфискацией такого товара.
Послабления для параллельного импорта в РФ — это еще не панацея для беспрепятственного экспорта «проблемных» товаров в нашу страну.
Сам существующий механизм параллельного импорта, не совсем в пользу нашего импортера. Сейчас он предполагает список торговых знаков, которые разрешено импортировать без разрешения правообладателя. Наши предприниматели говорят, что перечень торговых знаков, которые не вошли в этот список и перестали поставляться в РФ, гораздо шире. Более правильно было бы сделать список запрещенных торговых знаков, а остальные автоматически были бы разрешены для ввоза.
Если производитель хочет защитить свой товарный знак от параллельного импорта — пусть обращается в Правительство РФ и доказывает, что поставки его товаров не прекращены в РФ. А сейчас наши импортеры должны доказывать, что надо включить такой-то ТЗ в список разрешенных. Это долго. В конце концов, правообладатель должен позаботиться о своем ТЗ и о своем бизнесе.
На Новосибирск как логистический хаб возможности параллельного импорта особо не влияют. Наш город принимает и отправляет товары для регионов в радиусе до 700 км.
Как это работает у маркетплейсов: контрафакт и претензии
В пресс-службе Ozon РБК Новосибирск рассказали, что продавцы могут реализовывать на площадке любые товары, которые входят в перечень Минпромторга по параллельному импорту. На сегодня это почти 100 категорий, среди них, например, есть телефоны, компьютеры, бытовая техника, одежда, обувь, парфюмерия, автомобильные комплектующие.
При этом для Ozon как платформы важно обеспечить покупателям качественные товары и не допустить появления на площадке подделок. В случае получения претензий от правообладателей интеллектуальной собственности продавцам потребуется подтвердить оригинальность происхождения товаров. Если подтверждения оригинальности товара не будет, он будет скрыт из продажи, что поможет избежать реализации подделок.
Сергей Егоров, директор по развитию СДЭК:
— Если говорить о доступности дефицитной техники, запчастей, то параллельный импорт отразится только на том, что их в принципе можно будет ввезти в Россию на законных основаниях. Но это вряд ли можно считать ключевой или единственной проблемой.
Для подавляющего большинства компаний не решены проблемы с оплатой зарубежным поставщикам из-за отключения ряда банков от SWIFT из-за боязни поставщиков попасть под вторичные санкции. Плюс проблемы из-за ограниченного количества логистических маршрутов и их серьёзного удорожания.
Параллельный импорт позволяет только ввезти в РФ грузы. А как их вывезти из, так называемых, недружественных стран? Невозможно вывезти из Финляндии и Польши электронику, а это самый удобный вход из Европы. Из дружественной Сербии можно только авиа, но количество рейсов небольшое, а цена коммерческой загрузки высокая.
Как параллельный импорт отразится на Новосибирске? Думаю, что никак. Ключевые потоки идут из Эмиратов и Турции. Для них Новосибирск не является привлекательным хабом. Поток с востока — Япония и Южная Корея — это только море, а это Владивосток.
Мы, СДЭК, в большей степени работаем для рынка B2 °C. А на этом рынке вопрос возможности оплат за рубеж ещё серьезнее. Если у вас нет карты иностранного банка, вы не можете ничего купить самостоятельно.
Байеры обеспечить значимый товарооборот не могут: их немного, эта ниша похожа на нишу челноков в 90-е.
Баеры живут в тех же «челночных» проблемах, переведенных на современный лад. Челноки решали проблемы с валютой и визами, а байеры, например, заводят несколько карт в банках Казахстана, Киргизии, Армении. Это не так просто.
Я специально завел себе карту, прошел весь этот путь. Не все эти счета доступны для SWIFT переводов, не всем открывают карты, плюс все это затраты. Если ты не можешь обеспечить личное присутствие, нужны две нотариальные доверенности. В итоге процесс сложный, а люди не любят сложности. К тому же байеры продают то, что продается массово, а не дефицитное оборудование.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте