Почему полпред президента не считает Сибирь сырьевым придатком Москвы
Полпред президента Меняйло дал интервью изданию «Сибкрай». РБК Новосибирск публикует ответы главы региона по актуальным вопросам.
Сибирь — не сырьевой придаток Москвы
— Ни Дальний Восток, ни Москва, сами по себе развиваться не могут. Мы с вами в одиночку добьемся эффекта? Нет. При пространственном развитии учитывается множество факторов: экономические возможности, экологические, этнографические, демографические и другие. Кстати, и политические — тоже. Мы должны понимать, что Москва — столица нашей родины. Столица нашей родины должна быть лучшим городом и лучшим мегаполисом не только России, но и всего мира.
Если бы к Сибири относились как к сырьевому придатку, то как, например, в тяжелые годы, в 90-е, сохранился бы тот самый научный, образовательный потенциал, о котором вы говорите? В эти же тяжелейшие времена сохранен потенциал промышленный, в частности, военно-промышленного комплекса, и он один из самых мощных. Конечно, если сравнивать с Советским Союзом, то пессимист может сказать, что все порушено. Но то были другие времена, другой промышленный комплекс, составы вооруженных сил другие. К примеру, в Советском Союзе армия была под 12 миллионов, а я заканчивал службу в вооруженных силах с численностью 1,2 миллиона. Задачи меняются, технологии меняются, способы и приемы ведения войны меняются, лет 20 назад не знали бесконтактного способа ведения войны.
Мы 20 лет назад не говорили, что существует информационная война, не говорили об IT-технологиях. Но произошло то, что произошло — те системы вооружений, которые производились на заводах-гигантах в Сибири, уже сняты с вооружения, поэтому эти заводы встали. Но возникают другие производства, более современные, на новейшей технологической базе.
Об экспорте зерна
— Правительство приняло своевременные и эффективные меры для стимулирования экспорта зерновых, в том числе и льготный железнодорожный тариф был введен. В своем предыдущем послании президент сказал, что впервые за долгие годы Россия экспортировала 25 миллионов тонн зерна. До этого у нас не было такого экспорта зерна в Советском Союзе. Вторая задача, помимо выращивания и экспорта зерна, глубокая его переработка. У нас есть технологии. Самая лучшая мука — Алтайского края. И не только здесь, в Сибири. Мы сейчас с нашими институтами работаем над другими видами переработки, например, над получением клейковины.
В начале этого года на заседании рабочей группы Экспертно-консультационного совета по сельскому хозяйству Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) ряд сибирских зернопроизводителей подписали протокол о намерениях по созданию зернового консорциума.
Объединение должно позволить решить проблему с ценой зерна и удаленностью от рынков сбыта. Об этом рассказал генеральный директор Новосибирской продовольственной корпорации Александр Тепляков.
Кроме того, будет увеличено внутренне потребление зерна за счет развития животноводства. В прошлом году завершился инвестиционный этап строительства третьей очереди животноводческого комплекса в Каргатском районе Новосибирской области. Вся стоимость этого проекта — восемь миллиардов рублей. В селе Елбань Маслянинского района Новосибирской области построен животноводческий комплекс КРС на шесть тысяч голов — самый большой за Уралом.
В Шушенском районе Красноярского края функционирует животноводческий комплекс с полным циклом воспроизводства стада и откормом бычков до мясных кондиций. Уже сейчас поголовье составляет 1570 голов, а в перспективе будет 3180 голов. А чего стоят колоссальные изменения в тепличном хозяйстве! Только в прошлом году в тепличном комбинате «Толмачевский» в Новосибирской области была введена вторая очередь для круглогодичного выращивания овощей и зеленой продукции. А в начале 2019 года планируется вывести комбинат на полную мощность — около 25 тысяч тонн овощей в год.
О неконтролируемой вырубке сибирского леса
— Это последствия 1990-х годов, и мы с ними боремся. Не буду открывать все карты, это дело правоохранительных органов и спецслужб. Но бороться с этим нужно, в первую очередь, экономическими мерами — создавать условия, чтобы переработка была выгодна здесь, чтобы было выгодно лес перерабатывать, а не вывозить сырье.
Примеры такие есть, это Приангарье, Богучанский лесопромышленный комбинат, где уже производится 271,6 тысячи кубометров пиломатериалов, в том числе — оконный и дверной брусок, опалубочные конструкции, ДПК, пеллеты. В Лесосибирке реализуется проект ООО «Сиблеско МКВ» по модернизации и техническому перевооружению производства сухих пиломатериалов и созданию лесной инфраструктуры. Там уже налажено производство пиломатериала.
В Сосновоборске создается фанерный комбинат с мощностью 200 тысяч кубометров фанеры. Из отходов будут производить топливные брикеты, карандаши, тонкомерный пиловочник. В Иркутской области запущены такие проекты, как «Модернизация производства АО «Группа Илим». Ожидаемые результаты реализации проекта — 511 тысяч тонн продукции. В Усолье-Сибирском произведен пробный запуск оборудования при производстве древесных гранул. Годовая мощность завода — 9,9 тысяч тонн.
Как сообщал РБК, в январе этого года Рослесхоз предложил запретить скупку китайцами леса у жителей Сибири. По мнению главы ведомства, основная проблема в данной области — деятельность так называемых пунктов приема и отгрузки древесины, где китайские предприниматели скупают продукцию у граждан и легализуют ее путем частичной переработки. По словам главы Рослесхоза Ивана Валентика, в Лесном кодексе должен быть единый, жесткий порядок деятельности таких пунктов.