Ректор НГТУ: вторая волна COVID-19 станет испытанием для преподавателей
— Анатолий Андреевич, как НГТУ перенес окончание прошлого учебного года в дистанционном формате?
— Мы работали преимущественно с помощью системы онлайн-образования Dispace, которая в НГТУ существуют уже несколько десятков лет. Главным образом ее использовали для обучения студентов заочной формы. По сути, после начала пандемии мы перешли именно на такой формат.
Эта система нас очень серьезно выручила. Она позволяет студентам, преподавателям и сотрудникам деканата полностью выполнять свои функции. По нашим оценкам более 60% общения происходило именно через нее.
Технологически это очень удобно: студентов оповещают о начале лекции. Если я принимаю зачет или экзамен, то у меня тоже формируется ведомость для заполнения. Имеется много других особенностей, облегчающих коммуникацию преподавателя и студента.
— Можно ли внедрить элементы такой системы в очное обучение? Например, оповещать их о начале лекции или изменениях в расписании.
— Эти элементы и так внедрены, и ими пользуются те, кто желает. Если у меня обучаются 20 магистров, и в субботу у нас лекция, мне больше ничего не надо. Расписание сформировано, и я просто вовремя начинаю занятие. Я могу получить в этой системе вопросы от студентов. Возможно, кому-то нужны дополнительные консультации.
— В целом как вы относитесь к таким форматам? Ректор НГУ Михаил Федорук очень скептически высказывался о дистанционном образовании.
— Я абсолютно уверен, что это не способ обучения инженера. Его нужно учить в аудитории для того, чтобы он мог мгновенно поднять руку и задать вопрос. Это особенно важно при изучении сложных предметов. Например, сопромат или механика.
Слушатели лекций в нашей системе, конечно, могут задавать вопросы, но преподаватель все равно не видит аудиторию. Он говорит как бы в пустоту, не может понять, какова реакция, как при живом общении.
С другой стороны, я понимаю, что онлайн-курсы могут быть хорошим дополнением к основному образовательному процессу, но не полностью заменять его.
— Как прошли госэкзамены?
— Точно также — удаленно. Все студенты и члены комиссии находились в разных местах. В университете были только организаторы защиты дипломов. От их расторопности зависит очень многое.
— Все получилось? Сделали какие-нибудь выводы?
— Вывод тут один — пока жареный петух не клюнет...Но в целом считаю, что мы и вся система высшего образования более-менее достойно вышли из этой ситуации. Не случилось так, что те ребята, которые были готовы, не смогли защититься, и кто-то оказался без диплома. Вся эта система была в сильном напряжении, но она сработала.
— Судя по ситуации, пришла вторая волна пандемии. Университет готов к этому?
— Мы очень надеялись, что все пойдет на спад, и хотя бы не будет такого резкого скачка, как сейчас. Естественно, мы учтем наш опыт и при необходимости снова перейдем на систему удаленного образования. У многих преподавателей уже есть готовые материалы для дистанционных лекций, они изменили подход к работе. Вообще появилась уверенность, что преподаватели могут успешно работать дистанционно.
— Появилась ли уверенность в студентах?
— В студентах в большей степени. На мой взгляд, для них такие формы более понятны и приемлемы. Правда, если студент не хочет учиться, то преподаватель не сможет его убедить удаленно. Некоторых нужно подгонять лично. Вообще нагрузка на преподавателей очень выросла — об этом все говорят. Неправильно думать, что если человек ведет лекции из дома, то ему от этого проще. Я полагаю, что если вторая волна начнется, то это будет очень серьезным испытанием для преподавателей и их семей.
— Какие меры по борьбе с COVID-19 предпринимают в НГТУ сейчас?
— Мы следуем инструкциям Минобрнауки и Роспотребнадзора. Они достаточно жесткие, выполнять их трудно и финансово затратно. Например, на маски нам пришлось потратить около 2 млн руб. На тепловизоры — 6 млн руб.
— В аудиториях студентов рассаживают на расстоянии друг от друга?
— Мы стараемся это делать, но я считаю, что это не очень эффективная мера. Как в университете, так и в школах. Никогда не получится рассадить всех, места не хватит. А если получится, то на перемене они все равно общаются, контактируют. Не очень верю в это.
— Студенты ответственно относятся к борьбе с пандемией?
— Да, и это интересный момент. Студенты по своей натуре личности свободолюбивые, всегда имеют свое мнение. Но в этой ситуации они гораздо сознательнее исполняют официальные постановления, чем более взрослые люди.