Маловато будет: перевозчики считают новый тариф на проезд недостаточным
Во вторник на заседании транспортного комитета регионального парламента в своем докладе начальник департамента по тарифам Новосибирской области Гарей Асмодьяров сообщил, что «расходы, с точки зрения департамента, сформированы экономически обоснованно и позволят регулируемым организациям эффективно осуществлять деятельность по перевозке пассажиров на территории Новосибирской области».
С декабря в Новосибирске действует повышенный тариф на перевозку пассажиров. Он вырос на 2-3 рубля в зависимости от вида транспорта. До этого тариф не повышали в течение трех лет.
Депутаты Законодательного собрания выразили другую точку зрения по этому вопросу. Вице-спикер регионального парламента Валерий Ильенко привел в пример Омск, где с начала следующего года установили тариф в размере 30 рублей за проезд по наличному расчету, и 25 рублей — по безналичному. «Перевозчики не в состоянии, как вы выразились, эффективно работать за 22 рубля, — подчеркнул Валерий Ильенко. — Невозможно. И в то же время я не призываю повышать тарифы. Здесь уже вопрос к министру финансов. Будем ставить вопрос, закладывать средства в бюджет: компенсируйте! Как-то странно получается, мы социальную нагрузку на перевозчиков переложили».
В ответ Гарей Асмодьяров выступил с предложением рассмотреть возможность регулирования тарифов на проезд в транспорте по рыночным механизмам. «Может, пусть они уже конкурируют между собой по цене? — заявил чиновник об участнипках рынка. — И будем реализовывать нормы 220-го федерального закона по контрактам? У нас же есть маршрутки, и вопросов там больших нет, есть конкуренция. А регулирование всегда направлено на защиту прав потребителя, потому что он является слабой стороной».
В октябре по заказу перевозчиков из «Транспортного союза Сибири», независимые аудиторы по рекомендованной методике Минтранса РФ рассчитали себестоимость проезда в городских автобусах. Она составила 59 руб. на проезд в городском автобусе, а тариф после повышения составляет 22 руб. Данные по себестоимости проезда, предоставленные депутатам мэрией Новосибирска на заседании транспортного комитета, выглядят скромнее — 39 руб. для муниципальных автобусов. Показатели метро и электротранспорта ниже (около 26-27 руб), но они тоже на четверть превышают стоимость действующего тарифа.
«Необходима прозрачность и экономической работы на транспорте, и тарифной политики, — отметил Ильенко. — К обсуждению этого вопроса мы обязательно вернемся в первом квартале 2019 года. Не исключено, что, может быть, стоит переходить на контрактную основу, возить пассажиров по федеральному закону № 220, и рынок сам продиктует условия».
Расходы и субсидии
По мнению депутата городского совета Новосибирска Игоря Титаренко, транспортные предприятия, коммерческие и муниципальные, находятся сейчас буквально на грани краха: «И если муниципальные предприятия получают дотации, то коммерческие компании этого лишены, а их доля составляет большую часть от всех пассажирских перевозок. Если еще подождать, то не исключено, что компании уйдут с рынка. А заместить все маршруты муниципалитету не удастся».
В Новосибирске 180 муниципальных маршрутов: 79 автобусных, 13 троллейбусных, 11 трамвайных, 76 — маршрутные такси. За сутки общественный транспорт перевозит до 1,2 млн человек: 220 тыс. человек — метро, наземный транспорт — 957 тыс. человек. Примерно 90% от всего автобусного парка города города составляют немуниципальные перевозчики.
Титаренко уверен, что повышение тарифа на три рубля перевозчику ничего не дает. «У нас три года тариф не повышался, — поясняет спикер. — Это упущение тех, кто отвечает за регулирование тарифов. Я убежден, что поднимать тариф резко нельзя. Если сейчас поднять тариф до 30 рублей, это приведет к плохим последствиям».
Депутат поддержал мысль о том, что власти должны найти возможность субсидировать перевозки, в том числе и коммерческие. «Отпустить тариф также нельзя, так как перевозчики могут отнестись к этому недобросовестно. Сейчас никаких решений пока нет, потому что все предложения должны пройти через сито обсуждений между властью, предпринимателями, депутатами и общественниками», — говорит он.
По мнению руководителя компании «БелМарс» Юрия Мирошникова, новый тариф не не возмещает ни стоимость ГСМ, ни другие расходы: «В него заложили стоимость топлива по 40 рублей, а сейчас на заправках стоимость дизельного топлива 47 рублей. Но если бы и этот тариф не дали, я думаю, в следующем году многие перевозчики просто бы не поехали», — уверен он.
По мнению Мирошникова, решение, когда власти субсидируют перевозчику разницу, разумно. «Надо делать экономически обоснованный тариф, как в других городах России. В Омске есть экономически обоснованный максимальный тариф в размере 38 рублей, также у них есть такое понятие, как провозная плата. При этой схеме, пассажиры платят по 23 рубля, заходя в автобус, а перевозчики потом обращаются в муниципалитет и обосновывают свои расходы. Им потом из бюджета доплачивают за каждого перевезенного пассажира»