РЖД выделила часть средств на проект городской электрички в Новосибирске
В пресс-службе Западно-сибирской железной дороги корреспонденту РБК Новосибирск подтвердили, что компания «Российские железные дороги» выделила инвестиционные средства на разработку технико-экономического обоснования по проекту городской электрички в Новосибирске.
«Одним из этапов предпроектных работ является рассмотрение перспектив организации сообщения между станцией Новосибирск-Главный и аэропортом Толмачево, в ходе которого проектные институты, участвующие в разработке обоснований, сформируют выводы о целесообразности реализации проекта в целом и строительства железной дороги по направлению в аэропорт в частности», — пояснил представитель Западно- сибирской железной дороги.
В ведомстве добавили, что информацию о сроках реализации, стоимости проекта, его технические и эксплуатационные характеристики будет сообщены позже.
Травников: нужен второй путь моста
«Мы с РЖД обсуждали продление прямой электрички между вокзалом Новосибирск-Главный и аэропортом Толмачево. Это абсолютно реально. Для этого, в первую очередь, нужно решить вопрос по строительству второго пути железнодорожного моста», — сообщил в начале февраля губернатор Новосибирской области Андрей Травников в ходе прямой линии.
По его словам, ветка Транссиба, по которой ранее планировали пустить городскую электричку, очень загружена. Второй путь железнодорожного моста возможно разместить на уже существующих опорах в русле реки Обь, которые расположены рядом с действующим железнодорожным мостом. Это даст возможность организации реверсивного движения.
«Насколько я знаю, принципиальное решение о реализации этого проекта в РЖД принято. Но сроки я пока назвать не могу, так как это программа акционерного общества», — отметил губернатор.
Сложности в реализации
Сергей Максимов, доцент НГУЭУ, президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири в беседе с РБК Новосибирск отметил, что развивать прилегающую к Толмачево транспортную инфраструктуру просто необходимо.
Министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области совместно с мэрией Новосибирска разрабатываются варианты для развития улицы Станционной, расшивки «узких мест», в том числе такого концентратора пробок, как Бетонный переезд, рассказал эксперт.
«Конструктивные решения по развитию Станционной во многом скованы существующей застройкой: ряд решений прорабатываются, думаю, они улучшат ситуацию, но кардинально, все-таки проблему решить не смогут, — полагает Сергей Максимов. — Одним из решений могло бы быть в отдаленной перспективе создание дублера Станционной и Толмачевского шоссе».
Организация ж/д сообщения с аэропортом решит проблемы доступности аэропорта, основной вопрос в экономике: по опыту аналогичных линий в России нигде, кроме Москвы, они не являются экономически окупаемыми, наполняемость электропоездов невысокая, комментирует Максимов.
«Есть проблемы с прокладкой железнодорожной ветки в аэропорт, вопрос опять упирается в существующую застройку, — говорит эксперт. — Ныне действующую ветку использовать нельзя: она не пригодна для пассажирского движения по своим радиусам поворота. Во-вторых, по действующим нормам, пересечение пассажирской железнодорожной линии с автомобильной дорогой возможно только в двух уровнях, то есть надо строить виадук либо для железной, либо для автомобильной дороги».
Технические проблемы можно решить, уверен президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири. «Для увеличения пассажиропотока было бы правильным сформировать на базе Толмачево не просто остановочный пункт для связи с городом Новосибирском, а полноценную железнодорожную пассажирскую станцию, что дало бы возможность организовать перевозки скоростными поездами в соседние города: в Томск, Омск, Кемерово, Барнаул, — сегодня достаточно много пассажиров приезжает в аэропорт из этих регионов», — отмечает Сергей Максимов.
Новый Толмачево и перспективы роста пассажиропотока
В Новосибирске 9 февраля открыли новый терминал в Толмачево. Реконструкция аэропорта осуществляется в несколько этапов, завершить которую планируется к 2025 году. На проектирование и строительство терминального комплекса запланировано более 20 млрд рублей частных инвестиций.
Подробнее на РБК: Путин открыл новый терминал в Толмачево в Новосибирске
Особенность Толмачево — акцент на трансферные перевозки — была заложена в идее реконструкции аэропорта изначально, отметил Роман Троценко, председатель совета директоров «Корпорации АЕОН», в которую входит «Новапорт».
Подробнее на РБК: Троценко назвал концепцию новосибирского авиаузла футуристической
Ранее генеральный директор аэропорта Толмачево Евгений Янкилевич рассказывал, что чтобы проект по запуску аэроэкспресса окупился, пассажиропоток должен составить 7 млн человек в год, без учета транзитных пассажиров.
По итогам 2022 года новосибирский аэропорт Толмачево обслужил 7,58 млн пассажиров, что является рекордным показателем. Треть из этого числа — 32% — трансферные пассажиры. Получается, чтобы аэроэкспресс до Толмачево стал экономически выгодным, объем прямого пассажиропотока должен вырасти на 1,84 млн пассажиров в год.
«Внутренние перевозки в Толмачево растут, за последний год мы выросли на 10%, — констатировала в беседе с РБК Новосибирск директор по производству аэропорта Толмачево Наталья Силаева. — У базового перевозчика запланированы на этот год высокие ритмы развития. Относительно 20 года мы и в международных рейсах подросли: пришел Flydubai, мы летаем в Турцию, открылся Бангкок, Шри-Ланка».
Читать спецпроект РБК: Как аэропорты влияют на города и почему проектирование аэровокзалов одна из самых сложных задач