Треть выбросов в воздух в Новосибирской области пришлась на транспорт
В 2023 году на транспорт пришелся 31% выбросов в атмосферу в Новосибирской области. Общие показатели выбросов от транспорта и предприятий региона в прошлом году составили 289,63 тыс. т, что на 0,9% меньше, чем годом ранее. Об этом говорится в исследовании консалтингового агентства FinExpertiza.
По мнению главного научного сотрудника Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, профессора Новосибирского государственного университета Вадима Гильмундинова, доля транспорта в общем объеме выбросов загрязняющих атмосферу веществ в регионе, не является аномально низкой или высокой.
Больше всего выбросов производит транспорт с двигателями внутреннего сгорания. «При сжигании углеводородного топлива в двигателе образуется очень большая линейка вредных веществ, оказывающих как токсичное, так и канцерогенное воздействие на организм. К токсичным веществам, выбрасываемым в атмосферу в составе выхлопов от работы двигателя внутреннего сгорания, можно отнести оксид углерода [угарный газ], оксиды азота, различные углеводородные соединения и альдегиды. В свою очередь, к канцерогенам веществам относятся бенз (а) пирен и взвешенные вещества PM 2,5 — мельчайшие частицы, размером от 0,001-2,5 микрометра, в основном это сажа как продукт внутреннего сгорания в двигателе автомобиля, а также мельчайшие капли различных жидких соединений», — рассказал Гильмундинов РБК Новосибирск.
Ученый указал на связь между концентрацией вредных выбросов в воздухе и болезнями органов дыхания, раком и сердечно-сосудистыми заболеваниями у людей, живущих в таких условиях.
Гильмундинов подчеркнул, что постоянное воздействие вредных веществ на организм приводит к ухудшению иммунитета организма, негативным процессам в центральной нервной системе, преждевременному старению и повреждению ДНК.
«Часть экспертов сходится ко мнению, что эпидемия аллергии, затронувшая значительную часть населения большинства стран мира, также может быть связана с воздействием данных веществ, — рассказал профессор. — Наибольшую опасность представляют вещества с выраженным канцерогенным воздействием на живой организм, такие как бенз (а) пирен и взвешенные вещества PM 2,5. В силу того, что взвешенные вещества PM 2,5 очень маленькие, они сами по себе не оседают на поверхность земли и могут находиться в воздухе, которым мы все дышим, очень длительное время. Вторая проблема с взвешенными веществами PM 2,5 состоит в том, что из-за крайне маленьких размеров этих веществ они накапливаются в организме, а также повреждают легкие и сосуды, вызывая в них воспаление и приводя к тяжелым последствиям для сердечно-сосудистой системы».
Уменьшение выбросов
В прошлом году суммарные выбросы от предприятий и транспорта в России снизились на 1% — до 21,97 млн т. «Объем выхлопов от автомобилей сохранился примерно на том же уровне, сократившись на незначительные 0,2%, до 4,88 млн тонн. Железнодорожный же транспорт, напротив, стал выбрасывать в воздух на 1,2% больше вредных веществ — с 146 тыс. тонн в 2022 году до 147,8 тыс. тонн в 2023 году», — говорится в сообщении.
Выбросы от предприятий и транспорта ощутимее всего снизились в Ненецком автономном округе (-22,7%), Волгоградской области (-15,9%) и Ямало-Ненецком АО (-14,5%). В то же время этот показатель больше всего увеличился в Калужской (44,7%) Сахалинской (28,4%) областях, Марий Эл (23,7%).
«В России растет индустриальная активность — только за минувший год промышленное производство показало рост на 3,5%. Такая динамика должна была бы повлечь за собой увеличение выбросов промышленности в атмосферу. Однако на протяжении последних лет мы наблюдаем другой устойчивый тренд: предприятия активно инвестируют в природоохранную деятельность. В частности, на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата в 2023 году российский бизнес потратил 271,5 млрд руб., что на 17,2% больше, чем годом ранее. В рамках наблюдаемого нами периода два разнонаправленных тренда практически уравновесили друг друга, вредное воздействие на атмосферу даже снизилось на 1%», — обращает внимание президент FinExpertiza Елена Трубникова.
По словам Гильмундинова, в 2023 году стационарные источники выбросили в атмосферу в Новосибирской области 1,1 млн т веществ, из которых 80% уловили и обезвредили, благодаря применению на предприятиях-загрязнителях фильтрационных систем.
Основные выбросы в Новосибирской области пришлись на Новосибирск (44,6%), Искитим (6,5%), Искитимский (10,5%) и Куйбышевский (4,4%) районы.
В среднем концентрация взвешенных веществ в воздухе в 2023 году в Новосибирске составила 1,6 ПДК, в Бердске — 2,8 ПДК, в Искитиме — 3,4 ПДК.
«Чистый воздух»
В начале этого года министр природных ресурсов Новосибирской области Евгений Шестернин сообщил, что Искитим вошел с список городов России, где реализуется нацпроект «Чистый воздух».
«К 2030 году мы должны обеспечить двукратное снижение загрязнений по городу Искитиму. Снижение загрязняющих веществ более 5 тысяч тонн ежегодно. Это очень много для такого населенного пункта», — отметил замминистра природных ресурсов региона Юрий Марченко.
В июне этого года в общественной организации «Зеленый патруль» сообщили РБК Новосибирск, что считают необходимым включение в нацпроект «Чистый воздух» не только Искитима, но и Новосибирска.
В марте 2023 года в Минприроды РФ пояснили, что Новосибирск не соответствует критериям для включения его в перечень городов, где реализуют нацпроект.
«Загрязнение атмосферного воздуха в городе определяется как высокое и очень высокое, если такое загрязнение устанавливалось не менее трех лет в течение пятилетнего периода, предшествующего году определения такого загрязнения. В этой связи город Новосибирск не соответствует критериям для включения в федеральный проект «Чистый воздух», — рассказали РБК Новосибирск в пресс-службе Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте