«Финам» рассказал, почему ЦБ может не снизить ключевую ставку в декабре
Ближайшее заседание ЦБ по ключевой ставке запланировано на 19 декабря. Последний раз Банк России снизил ключевую ставку с 17 до 16,5% годовых. Это было четвертое подряд снижение, но тогда раз регулятор выбрал более осторожный шаг.
Новосибирские экономисты, ранее опрошенные РБК Новосибирск, прогнозируют на этой неделе незначительное, но снижение «ключа» регулятором. Однако, по словам руководителя отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольги Беленькой, есть и аргументы в пользу осторожности с продолжением снижения ключевой ставки.
Подпишитесь на Telegram-канал РБК Новосибирск
«Первое — это повышение и так высоких инфляционных ожиданий населения и ценовых ожиданий бизнеса — вероятно, в связи с ожиданиями повышения утильсбора и НДС. Это может оказывать влияние на потребительское поведение домохозяйств, увеличивать их готовность принимать перенос издержек предприятий в повышение потребительских цен, а также приводить к смягчению реальных ДКУ при сохранении или снижении номинальных процентных ставок. Свежие оценки инфляционных ожиданий должны выйти на следующей «неделе тишины», — рассказала РБК Новосибирск Беленькая.
Помимо этого, влияет и ускорение роста потребления и обеспеченного розничного кредитования в октябре. Роль играют и очень высокие темпы роста корпоративного кредитования в октябре, в целом сильное ускорение его роста с июля по мере снижения ключевой ставки, отмечает эксперт.
Здесь интересно, что аналитики ЦБ считают, что октябрьская динамика кредитования в целом соотносилась с траекторией возвращения инфляции к 4% и рост денежной массы может вписаться в прогнозный диапазон Банка России на конец 2025 года, 7–10%, поскольку в этом году сезонный скачок денежных агрегатов в ноябре-декабре ожидается меньше обычного из-за более равномерного распределения бюджетных расходов внутри года. В то же время аналитики ЦБ предупреждают, что «дальнейшее быстрое смягчение денежно-кредитных условий, которое было бы способно подстегнуть ускорение роста кредита и денежных агрегатов, может создать риски для устойчивого замедления роста цен к 4% в следующем году. Это необходимо учитывать при выборе траектории ключевой ставки в предстоящие месяцы», — говорит Беленькая.
По ее словам, влияет на ситуацию и ухудшение условий для российского нефтегазового экспорта после блокирующих санкций США на «Роснефть» и «Лукойл», что несет риски для экспорта, бюджетного дефицита и курса рубля в будущем.
«Главным поводом для осторожности могут стать «разовые проинфляционные факторы» со стороны предложения, обозначенные Банком России на октябрьском заседании, из-за которых прогноз по инфляции на 2026 год был повышен с 4% до 4-5%. С 1 декабря изменилась методика оценки утильсбора для импортных легковых автомобилей. Начало 2026 года будет связано с усилением налоговой нагрузки, в том числе с повышением НДС с 20% до 22%, расширением числа его плательщиков среди малого бизнеса. Банк России оценивает эффект от повышения НДС на инфляцию в пределах 0,8 процентных пунктов и ожидает, что он проявится в основном в декабре-январе, а в целом «разовые» проинфляционные факторы будут оказывать влияние на инфляцию до середины 2026 года», — отмечает Беленькая.
С точки зрения денежно-кредитной политики важно, как эти изменения со стороны предложения отразятся на инфляционных ожиданиях и устойчивой инфляции, поэтому до того, как это влияние можно будет реально увидеть, по крайней мере, в первом квартале следующего года, Банк России может проявлять больше осторожности при принятии решений о снижении ключевой ставки.
Однако инфляционный эффект от этих проинфляционных факторов со стороны предложения ожидается краткосрочным, а в следующий период времени сочетание все еще жестких денежно-кредитных условий и сдерживающего влияния повышения утильсбора и НДС на покупательскую способность населения может даже ускорить охлаждение спроса и оказать дезинфляционное влияние, отмечает экономист.
«С учетом временных лагов денежно-кредитной политики, 3-6 кварталов, ЦБ может учитывать эти ожидания и в текущих решениях по ключевой ставке, несмотря на необходимость проявлять осторожность в смягчении ДКУ до завершения реализации эффекта от «разовых» проинфляционных факторов. ЦБ сохраняет свой вывод о том, что «для возвращения инфляции к цели требуется продолжительный период проведения жесткой денежно-кредитной политики», — полагает Беленькая.