Инвестиции в тепло: планы по Новосибирску и опыт других городов
В середине октября стало известно, что «Сибирская генерирующая компания» (СГК) обратилась к муниципальным и региональным властям с предложением о переходе Новосибирска в ценовую зону теплоснабжения. Это решение может начать действовать уже в следующем году, с 1 июля 2022 года. РБК Новосибирск изучил опыт других городов, уже перешедших в ценовую зону, и оценил предварительные результаты и возможные риски.
В случае принятия региональными и властями и муниципалитетом решения о переходе на новую модель теплоснабжения, предельный уровень цены на тепло устанавливается сразу на длительный срок. Например, 10 или 15 лет, и на этот же срок устанавливается индекс, на который цена будет повышаться в дополнение к инфляции (ИПЦ). Таким образом, потребители не будут сталкиваться с резкими тарифными скачками, но при этом получат более высокое качество теплоснабжения уже в течение нескольких лет после перехода в ценовую зону.
У теплоснабжающих организаций появится возможность планировать инвестиции на годы вперед. Все обязательства, которые возьмет на себя компания в случае принятия программы опережающих инвестиций, будут закреплены в схеме теплоснабжения города, которая ежегодно актуализируется, и в Соглашении о реализации схемы теплоснабжения — документе, подписываемом между муниципалитетом и единой теплоснабжающей организацией, а исполнение будет на контроле Минэнерго РФ и региональных властей. По закону единая теплоснабжающая организация обязана обеспечивать оговоренный в соглашении уровень качества теплоснабжения и его надежность.
Опыт Красноярска
Глава комиссии по городскому хозяйству горсовета Новосибирска Игорь Кудин рассказал, что в горсовете было проведено заседание по изучению опыта других городов по переходу в ценовую зону. Особо депутатов интересовал опыт Красноярска, как сопоставимого по числу жителей города-миллионника.
В Красноярске решение о переходе в ценовую зону принимали около года сделали вывод, что другого выхода решить проблему изношенных теплосетей нет.
Красноярск стал первым в России городом-миллионником, перешедшим в единую ценовую зону, рассказали в администрации города.
«Несколько лет назад нормой реконструкции и капитального ремонта было переложение 1,5-2 км тепловых сетей в год, после перехода в ценовую зону и опережающих инвестиций объем ремонтов в прошлом году увеличился до 34 км сетей, а в текущем — будет переложен 61 км, — констатировали в пресс-службе. — При исполнении ресурсными организациями положений долгосрочных инвестиционных программ, острота проблемы изношенных коммуникаций должна постепенно снижаться».
Для оценки того, как при переходе в ценовую зону изменится тариф, администрацией Красноярска совместно с краевым правительством было проведено большое количество расчетов. «Главным фактором стало то, что к моменту увеличения тарифа большой объем работ уже будет произведен, соответственно, жители Красноярска увидят положительный результат. Процент износа теплосетей должен снижаться с каждым годом по мере исполнения плановых показателей десятилетней инвестиционной программы», — отметили в пресс-службе.
Опыт Алтайского края
В ценовую зону перешел не только Красноярск. Пионером в России стал сибирский город Рубцовск, а в 2020 году по новой схеме стали работать Барнаул, Ульяновск, Оренбург, с 2021 года — Пенза, Самара, Чебоксары, Владимир, Прокопьевск, Канск, Бийск. Со следующего года в ценовую зону переходят Пермь и Иваново.
В комитете по энергоресурсам и газификации города Барнаула отметили, что переход в ценовую зону позволил городу увеличить надежность теплоснабжения потребителей и качество коммунальных услуг.
В прошлом и этом годах в восстановление и реконструкцию теплосетей Барнаула СГК инвестировала больше 2,3 млрд руб. (здесь и далее суммы СГК без НДС, прим. ред.). За два года количество отключенных из-за порывов потребителей сократилось с 389 тыс. до 253 тыс. человек. При этом для части потребителей в Барнауле тариф в 2020 году был снижен на 41%.
Опыт Ульяновска
В ПАО «Т Плюс», крупнейшей частной российской компании в сфере энергетики и теплоснабжения, уверены, что механизм ценовых зон и концессия — два самых эффективных инструмента для решения проблем с высоким износом тепловых сетей, в частности, за счет привлечения инвестиций в эту сферу.
В европейской части России первым на новую модель рынка тепла перешел Ульяновск — в 2020 году.
Инвестиции ПАО «Т Плюс» в инфраструктуру теплоснабжения были увеличены почти на четверть, в ближайшие 10 лет финансирование в развитие теплоснабжения составит 9,5 млрд руб. (здесь и далее суммы «Т Плюс» с НДС, — прим. ред.)
Благодаря переходу на новую модель в городе снизилось количество повреждений на тепловых сетях, в ближайшем будущем энергетики обещают сократить и технологические потери с 16% до 13%. Инвестиции также позволят перевести город на закрытую схему горячего водоснабжения, в которой на производство тепла для подогрева воды будет расходоваться меньше топлива. Вследствие перехода в ценовую зону рост тарифа в Ульяновске в прошлом году оказался одним из самых низких для центрального теплоснабжения — в среднем на 2,3%, а для половины населения стоимость Гкал поднялась всего на 0,5%.
Опыт Самары
В Самаре планируемые объемы инвестиций в теплоснабжение в период 2020-2034 годов составят 29,8 млрд руб.
Из этих средств больше половины будут вложены в модернизацию тепловых сетей, еще 13 млрд. позволят заменить муниципальные сети. Всего заменят свыше 300 км всех трубопроводов города, практически полностью модернизировав самарский тепловой узел. Общий износ коммуникаций снизится со 72% до 57%.
Заместитель гендиректора ПАО «Т Плюс» по коммерции и развитию Александр Вилесов отмечает, что переход на новую модель рынка тепла решает две задачи: определяется справедливая цена и, если она выше действующего тарифа, — то комфортный для потребителей график перехода на нее. «Разница между установленным тарифом и графиком достижения справедливой цены направляется на инвестиции — можно сказать, что это «вклад» субъекта в этот процесс, — поясняет Вилесов. — Чтобы достичь нужных темпов модернизации, единая теплоснабжающая организация инвестирует дополнительные средства, учитывая при этом гарантию возврата денежных средств и исключая непредсказуемость регулятора».
Что ждет Новосибирск?
Проблема Новосибирска, которую не раз озвучивали власти города и региона, — высокий (более чем в 72%) износ теплосетей. Новосибирск, по данным общероссийского статистического сборника «Тарифы и цены ЖКХ», занимает 78 место среди 83 административных центров субъектов РФ по доле теплосетей, нуждающихся в замене (70,4%) и последнее место из 83 центров субъектов страны по доле перекладки сетей от протяженности сетей, нуждающихся в перекладке (0,36%).
По оценкам СГК, три четверти теплосетей имеют возраст более 25 лет. Для примера, в ситуации на улице Шамшиных, когда в яму провалились два автомобиля, лопнувшая труба имела возраст более полувека.
Переход в ценовую зону позволит вложить в ремонт теплосетей 15 млрд руб. за 10 лет. Всего же программа опережающих инвестиций предполагает вложение 20,5 млрд руб., при этом около двух третей вложений планируется сделать в первые шесть лет действия программы. Инвестиции позволят заменить около 2/3 участков коммуникаций в критическом состоянии.
Предполагается, что при переходе в ценовую зону Новосибирска тариф на тепло ежегодно будут увеличиваться на индекс потребительских цен (ИПЦ) +2,9%. На следующий год ИПЦ составит 4,3%, то есть рост тарифа будет 4,3%+2,9%=7,2%. В абсолютных цифрах цена за гигакалорию составит 1614,4 руб. Даже при таком росте тарифа на тепло он останется по-прежнему самым низким среди российских городов-миллионников.
Можно ли не повышать тариф?
Эксперты отмечают, что при решении задач по модернизации системы теплоснабжения города важны системные и слаженные усилия как теплоэнергетиков, так и властей муниципалитета и региона.
Директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Илья Долматов уверен, что риски для муниципалитетов при переходе в ценовую зону нивелируются четким формулированием задач инвестпроекта и гибкостью новой модели рынка тепла, в которой у каждой стороны есть свои обязательства, при этом есть возможность учета региональной специфики. «При отсутствии вовлеченности и должного контроля со стороны органов власти над процессом создания и корректировки схемы теплоснабжения баланс интересов может быть нарушен», — комментирует Долматов.
Эффект от реализации модели следует ожидать в течение нескольких лет после включения города в ценовую зону. «При этом теплоэнергетики берут на себя в том числе и риски удорожания стройматериалов или услуг, это их головная боль, чтобы сметы на модернизацию теплового хозяйства не завышались, — говорит Долматов. — Цена на тепло для потребителя не изменится выше уровня утвержденного заранее предельного тарифа».
Сергей Бухаров, независимый эксперт по теплоэнергетике, уверен, что осуществить модернизацию теплосетей города за счет инвестиций только теплоснабжающей организации невозможно. «Всякий инвестор рассчитывает на возврат средств, а инвестиции без обеспечения возврата — это благотворительность, — комментирует эксперт. — Тарифное регулирование не дает гарантий возврата инвестиций. Я за свой более чем 20-летний опыт занятий тарифным регулированием знаю достаточное случаев, когда решение по установлению обещанных тарифов пересматривались, при этом в отдельных случаях компания могла уже прокредитоваться, заключить договора с подрядчиками, оплатить выполненные работы».
«В соответствии с законодательством при переходе муниципалитета в ценовую зону теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана обеспечивать оговоренный в соглашении с властями уровень качества теплоснабжения и его надежность. В связи с этим прямой интерес теплоснабжающей организации — в том, чтобы максимально повысить эффективность и с минимальными потерями доставить произведенную тепловую энергию до каждого потребителя, ведь потерянное и неоплаченное тепло — не только недогретые батареи в квартирах, но и прямой убыток, — говорит Екатерина Степина, директор по тарифообразованию СГК. — Если теплоснабжающая организация не будет вкладывать средства в систему, то ее, во-первых, ждет ответственность по закону, а, во-вторых, бизнес-поставки тепловой энергии в какой-то момент попросту развалятся».
Трубы — не единственный залог успеха
«При переходе к ценовой зоне комплексно модернизируется вся цепочка централизованного теплоснабжения: от источника до стены дома, — отмечает Александр Вилесов. — Поэтому, чтобы повысить качество услуг в этой сфере, города должны синхронно с теплоснабжающей организацией инвестировать в реновацию зданий, например, провести ремонт, который повысит энергоэффективность домов».
Игорь Кудин отмечает важность согласования ремонтных работ с графиками дорожных работ, а также прозрачность системы контроля. «Замглавы администрации Красноярска рекомендовал создание некоего штаба контроля, который мог бы контролировать и синхронизировать процессы, — рассказал Кудин. — В Новосибирске обсуждалась идея создания общественного совета при мэрии или иного органа, контролирующая функция которого была бы прозрачна и понятна для горожан, чтобы сюда можно было бы адресовать вопросы по работе подрядчиков, стоимости или срокам работ».
Сергей Бухаров также поддерживает идею создания общественного органа, который будет контролировать исполнение инвестпрограммы. «Важно, чтобы это был работающий орган, чтобы его участники захотели разобраться в вопросе, — комментирует эксперт. — Вспомните, сколько было желающих стать контролерами во время так называемой «тарифной войны» — и где они сейчас?»
Следите за деловыми новостями в Telegram-канале РБК Новосибирск