В Заксобрании сообщили о возможных правках в концессии на четвертый мост
На заседании комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания Новосибирской области аудитор региональной Контрольно-счетной палаты Валерий Алехин рассказал о выявленных в результате проверки нарушениях.
В частности, аудиторы установили, что ООО «Росстрой», с которым ГКУ «Мост» заключило договор на вынесение инженерных коммуникаций из зоны строительства мостового перехода, два месяца в прошлом году работало без разрешения на строительство и при отсутствии рабочей документации. При этом с компанией заключен госконтракт на сумму 338 млн руб., на момент проверки были приняты работы на 110 млн. руб. и произведена оплата на 79,6 млн руб.
Также аудиторы пришли к выводу, что 54 млн руб., на строительство участка канализационной сети из труб ХОБАС (Германия), потрачены неэффективно. По словам аудитора Валерия Алехина, «результат мог быть достигнут с наименьшим объемом средств». КСП констатирует, что и отечественные, и приобретенные немецкие трубы соответствуют одному и тому же ГОСТу. В КСП считают, что в соответствии с федеральным и региональным законодательством во время строительства капитальных объектов стоит придерживаться принципов поддержки отечественных производителей и импортозамещения.
При выборочном анализе сметных цен на изделия и материалы на этапе подготовительных работ завышен в 2-3,5 раза. Работы проводила проектная организация из Санкт-Петербурга «Институт Стройпроект».
Представители компании-проектировщика в ответе, присланном в редакцию РБК Новосибирск сообщили, что проектная документация была сделана на основе техзадания по федеральному законодательству, методика ценообразования также соответствует требованиям. «Нами был проведен повторный конъюнктурный анализ рынка строительных изделий и материалов <…>. Он не подтвердил возможности приобретения материалов и изделий с характеристиками, указанными в проектной документации, по ценам из отчета Контрольно-счетной палаты», — говорится в сообщении.
Аудиторы нашли еще ряд недочетов. Например, ГКУ «Мост» нарушило законодательство в сфере государственных закупок, заключив с одной компанией два контракта до 100 тыс. руб., вместо одного.
«Договор был заключен по разным адресам по проведению оценки. Был привлечен для проведения оценки земельных участков и недвижимости на них подрядная организация, которая имеет опыт большой по оценке. Был проведен мониторинг. Эта организация показала самый маленький ценовой параметр для оценки единицы», — пояснил ситуацию на заседании комитета глава МКУ «Мост» Валерий Жарков.
Изменение концессии
Председатель транспортного комитета Законодательного собрания, депутат Федор Николаев, сообщил о задержке с получением капитального гранта на строительство четвертого моста в Новосибирске.
«Соглашение на строительство, подписанное с концессионером, подразумевает то, что у нас в 2022 году, скорее всего объект введен не будет. На год сегодня сдвиг идет», — заявил Николаев. Сроки строительства моста по соглашению с 6 декабря 2017 года, при этом фактически на момент окончания проверки КСП строительство моста начато не было.
Федор Николаев напомнил, что в рамках концессии, выплата компенсаций недополученных доходов до уровня минимального гарантированного дохода в размере двух с лишним миллиардов рублей должна начаться уже в 2022 году. Этот вывод подкреплен проверкой аудиторов.
«Сегодня мы дали рекомендацию правительству о том, что надо пересматривать само соглашение в части платежей и сносить плату концедента на последующий период, когда мост предположительно будет введен», — сказал Николаев.
Депутат также предположил, что изменение сроков строительства четвертого моста может привести к его удорожанию. «Если это год-полтора — это нормально. Но если это большие сдвиги по срокам, то дефлятор. Как минимум», — отметил Николаев. При этом он подчеркнул, что «все сообщество будет настаивать, чтобы этого не было, чтобы искали какие-то внутренние резервы».
Аудиторы КСП в заключении рекомендовали региональному Министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области рассмотреть вопрос о проведении дополнительной экспертизы достоверности определения сметной стоимости строительства четвертого моста.
Примерная стоимость четвертого моста в Новосибирске оценивается в 40 млрд руб., из них из средств, собранных по системе "Платон" региону была обещана сумма в размере 26,2 млрд руб. В 2019 году из областного бюджета на реализацию проекта запланирована сумма в 2,1 млрд руб. На работы по подготовке территории и расселению заложено 4 млрд руб. Заявлено о планах по изъятию порядка 170 участков. Четвертый мост через Обь будут строить по концессионному соглашению с «Сибирской концессионной компанией».
Четвертый мост через Обь построят в створе улицы Ипподромская. Он соединит Южную площадь на правом берегу с площадью Труда на левом. Проект предполагает строительство транспортных развязок на обоих берегах реки для подключения моста к дорожной сети города, а также строительство тоннелей под железнодорожными путями. Проезд по мосту будет платным, пока стоимость проезда оценивалась в сумме до ста рублей.