Глава OCSiAl: «Государству надо поливать стартапы дармовыми деньгами»
— Юрий Игоревич, в феврале OCSiAl запустил в новосибирском Академгородке вторую установку по производству графеновых нанотрубок. Получается, что продукт начали активно покупать?
— Наш продукт тестируют ведущие производители шин и литий-ионных батарей. Но этот процесс не быстрый. На данный момент могу сказать лишь о том, что компания официально аттестована в качестве поставщика двух из ТОП-3 глобальных производителей литий-ионных аккумуляторов, одного из ТОП-3 в области красок и покрытий, а также одного из ТОП-5 глобальных производителей шин.
Всего же более 600 компаний по всему миру являются покупателями продукции OCSiAl. В нашем портфеле свыше 2 тыс. клиентов, которые тестируют графеновые нанотрубки. Но называть все компании, с кем мы сотрудничаем, пока нельзя.
— В одном из своих интервью вы говорили, что самое трудное — убедить компании использовать новый, не похожий ни на что, материал. Что делает OCSiAl с инерцией рынков?
— Производство алюминия — это ближайший исторический аналог, с которым наши нанотрубки можно сравнить. OCSiAl стоит на пороге тех же проблем, что решала 100 лет назад компания Alcoa — первый производитель алюминия.
С появлением алюминия практически ничего не изменилось в тех областях, в которых использовалась сталь. Ее продолжали применять при изготовлении мостов, рельс, арматуры, судов и вагонов. А алюминий начал использоваться в новых отраслях: авиации, автомобилестроении, ракетостроении, теплотехнике, линиях электропередач, производстве литий-ионных батарей (где все токосъемы в катодах сделаны из алюминиевой фольги).
Точно также будет происходить и с нашим материалом. Мы сначала попадем в продукты, которые создаются с нуля, и только потом будем занимать рынок традиционных материалов. Потому что в последнем случае вам нужно конкурировать и убеждать производителей заменять известные материалы и хорошо отлаженные технологии. А это всегда инерция. Никто не хочет нового, оно мучительно и не определено.
— Каким компаниям в итоге нужны нанотрубки?
— Если есть проблема, которую наш материал может решить, вот тогда мы нужны. В этом и заключается секрет успеха. Сейчас в мировой экономике есть нерешенная проблема, которая имеет отношение к крупнейшим компаниям, масштабным технологическим сдвигам и мощной инвестиционной активности. Речь идет о производстве электромобилей.
— Что не так с электромобилями?
— Они не победили машины с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), потому что в бензобаке на килограмм веса или на литр объема больше энергии, чем в литий-ионной батарее в 15 раз. Поэтому именно со свойствами батарей связаны все проблемы электромобилей: долгая зарядка, небезопасность, низкий запас хода, короткий срок службы, проблема работы при низких и высоких температурах.
Если будет идеальная батарейка, то практически на следующий же день все бензиновые автомобили исчезнут.
Именно поэтому такое внимание уделяется созданию батареек. Именно поэтому Илон Маск объявляет о строительстве Гигафабрики Tesla в Неваде за $5 млрд. Рынок все эти годы искал супер решение, которое бы сильно продвинуло эту сферу. И оно появилось. Около двух лет назад произошло очень важное событие — отрасль сделала выбор в пользу технологии следующего уровня это кремневый анод для литий-ионных аккумуляторов.
— В чем преимущества таких батарей?
— В настоящее время аноды делают из графита. Если заменить его на кремний, то емкость батареи вырастет на 40%. Но есть проблема, при зарядке-разрядке объем кремневого анода меняется в 6 раз. Даже с содержанием небольшого количества кремния анод проживет всего 50 циклов. Это очень мало. Для смартфона надо минимум 500, а для электромобиля — минимум 1000.
Но здесь как раз и приходит на помощь наша технология. Благодаря добавлению в кремневый анод графеновых нанотрубок количество циклов увеличивается до тысячи, и на сегодня это единственное решение.
— Кто-то из мировых производителей аккумуляторов оценил вашу продукцию?
— Тесты провели все крупнейшие компании мира. На сегодняшний момент я не вправе раскрывать ни планов, ни названия этих производителей. Могу только сказать, что нет исключений из топ-10 компаний мира. Они все получили результат. И мы со всеми обсуждаем, как будем делать вместе с ними новые батарейки.
На основании этого я утверждаю, что через 5 лет не будет ни одной батарейки на планете, вставленной в электромобиль, которая бы ни содержала нашего материала. Для этого понадобится производить 250 тонн графеновых нанотрубок ежегодно.
Бурная активность инвесторов заставляет компании по производству батареек создавать аккумуляторы с «волшебными» ранее несуществующими свойствами. Производители аккумуляторов бегают по рынку в поисках решений, поэтому мы за них «зацепились» и собираемся освоить эту сферу целиком.
— В одном из интервью вы говорили, что производите компоненты, а не занимаетесь конечными решениями. Не было ли у вас мысли создать компанию, которая занималась бы выпуском батарей или электрокаров?
— Мы создали в Люксембурге компанию Ujet Vehicles и вложили в нее более $50 млн. Предприятие производит штуки, которые люди называют электрическими скутерами, а мы его называем urban jet (сокращенно Ujet).
В этом байке 92% компонентов оригинальные. Например, шины легче аналогов на 20%, а их тормозной путь меньше на 30%. Также в скутере супер емкие батарейки. Кроме того, мы работаем над корпусом и пытаемся создать композит на основе термопласта для придания легкости. Этот проект вмещает в себе все то, над чем работает OCSiAl: батарейки, шины и композиты с графеновыми нанотрубками.
Я считаю, что развитие больших городов требует изменить подход к тому, как устроен транспорт в этих городах, потому что уже к 2030 году большая часть населения земли будет жить в огромных городах.
— Почему компании OCSiAl и Ujet зарегистрированы в Люксембурге?
— OCSiAl изначально была и остается люксембургской компанией, и не от отсутствия патриотизма. Это совершенно не оффшорная юрисдикция. Мы живем в глобальном мире и, чтобы защищать свою интеллектуальную собственность, следует оперировать в английском праве, структурировать свой бизнес в интересах глобальных потребителей и глобальных инвесторов. По той же самой причине, к примеру, «Яндекс» — компания голландская.
— Насколько государство поддерживает инновационные проекты?
— История показывает, что без огромных инвестиций, которые могут оказаться безответными, невозможно создать нужную среду. Причем государству надо поливать почву для стартапов дармовыми деньгами. Если не поливать, то расти будет в 100 раз реже. В этом смысле в России полив не столь эффективен. Но все-таки он есть. Яркий пример — Силиконовая долина в США, на которую тратят десятки миллиардов долларов в год.
— Как в судьбе компании появилось Роснано?
— Если бы не Анатолий Чубайс, то Роснано не стало бы нашим инвестором. Не думайте, что нам все просто досталось. Мы года три-четыре ходили в Роснано, но в итоге нам удалось убедить Анатолия Борисовича, что это важный проект. И только тогда решение о финансировании было принято.
При этом, Роснано — это не только про деньги. Статус и связи Анатолия Чубайса играют еще большую роль. Сегодня наша компания известна, а в 2012 году мы пользовались авторитетом и связями Чубайса в продвижении нанотрубок. Потому что его знают не только в России, но и во многих странах.
— Ведутся ли переговоры о поставке нанотрубок с отечественными госкомпаниями, например, «Роскосмосом» или ОАК?
— Ни с одной из горкорпораций нет никаких контрактов. Чтобы там появился наш продукт, должен появиться промежуточный участник, который заинтересован в нем. Так, ни один вертолет не имеет обогрева стекол. Мы эту проблему решим на раз-два. Но «Вертолеты России» не могут это купить. Это должен сделать тот подрядчик, который делает стекла для них, потом это решение нужно сертифицировать.
Сертификаты, ГОСТы и другие стандарты характерны не только для России. Это не является ограничением. Проблема в том, что у госкорпораций нет большого пула поставщиков — частных технологических компаний, которые бы конкурировали между собой.
В 2019 году 96% продукции OCSiAl приходилось на экспорт: основными регионами продаж стали Азия (в основном, Китай и Япония) и страны Европы.
Тем не менее, в прошлом году мы продали 4% от всех произведенных нанотрубок российским компаниям, что очень много. У нас достаточно маленьких кейсов в России. Это уникальные решения, которые мы переносим на глобальные рынки в целом. Например, в Бийске есть компания, которая добавляет нанотрубки при производстве шахтовых труб, тем самым убирая с них статическое электричество и увеличивая прочность.
— Как сильно увеличится потребление графеновых нанотрубок в будущем?
— Главный фактор роста потребления — революция в области электротранспорта и следующие за ней революции в производстве батареек, шин, материалов для корпусов электроавтомобилей.
К 2032 году мир будет потреблять около 10-12 тыс. тонн нашего продукта. Не исключаю, что вскоре производство в Новосибирске может вырасти до 150 тонн нанотрубок в год. В денежном эквеваленте — это около $200 млн.
Продукт будет постепенно становиться массовым, мы будем продолжать снижать цену на нанотрубки. До 2025 года он будет более $1 тыс. за килограмм, а в 2035 — более $500 за килограмм.
При выходе на рынок в 2014 году OCSiAl предложила потребителям графеновые нанотрубки по цене в 75 раз ниже ($3 тыс. за килограмм), чем у ближайшего конкурента.
— Вышла ли OCSiAl в прибыль по итогам 2019 года?
— Нет, не вышла. Наша выручка в прошлом году составила более $14 млн., а расходы компании составили более $30 млн. Нам нужно еще раз удвоить выручку, чтобы выйти в ноль. Это произойдет либо в этом, либо в 2021 году. С 2014 года компания показывает ежегодное удвоение выручки, поэтому есть все шансы повторить данное достижение.
В 2023 мы планируем запуск третьей установки по синтезу нанотрубок. Поэтому уже в этом году мы должны получить разрешение на строительство завода в Люксембурге.
Основными акционерами компании OCSiAl являются ученый Михаил Предтеченский, бизнесмены Юрий Коропачинский и Олег Кириллов, Юрий Зельвенский и Игорь Ким. OCSiAl стала первой компанией стоимостью более $1 млрд в портфеле АО «Роснано». С 2014 года компания показывает ежегодное удвоение выручки, в 2019 году она превысила $14 млн.