Перевозчик выиграл у новосибирского регоператора суд на 18,6 млн руб.
Иск от компании-перевозчика о взыскании долгов за услуги по вывозу мусора был подан в конце октября прошлого года. В ходе рассмотрения дела исковые требования были уточнены до 18 млн руб, а регоператор в начале 2020 года подал в адрес ООО «ЭКО-ЛАЙН» встречный иск о взыскании штрафа на сумму 91,76 млн руб.
18 июня судья Галина Емельянова приняла решение полностью удовлетворить иск перевозчика. Мотивировочная часть решения еще не опубликована, решение в законную силу не вступило.
По мнению депутата Заксобрания, зампредседателя комитета по ЖКХ Вадима Агеенко, данное дело может стать прецедентным. «Формируемая в регионе и в стране судебная практика в будущем поможет перевозчикам отстаивать свои права перед регоператорами», — говорит он.
Представитель истца, юрист Вера Крупнова, рассказала РБК Новосибирск, что в качестве претензии регоператор предъявлял сведения ГЛОНАССа, по которым якобы в определенных точках в определенное время мусорных машин не было. При этом по договору между ООО «Экология-Новосибирск» и перевозчиком, при наличии претензий и зафиксированных случаев невывоза мусора, регоператор должен составить акт и направить его перевозчику, дав сутки на исправление ситуации. «За все время нашей работы ни одного такого акта мы не получали, претензий к нам не было», — сказала Крупнова.
Подобные судебные прецеденты сформированы и в других регионах, например, суд Тверской области отказался рассматривать показания ГЛОНАСС для определения качества работы перевозчика.
В производстве Арбитражного суда Новосибирской области на текущий момент рассматриваются еще пять исков от перевозчиков к регоператору по долгам за прошлый год.
Общая сумма требований — более 363 млн руб. Деньги за оказанные услуги требуют «ЭКО-ЛАЙН», «ЛАТРАНС», ООО «ТБО», МУП «САХ» и ООО «Новосибспецтранс». В первых трех случаях против компаний-перевозчиков были поданы встречные иски на штрафы в размере суммы договоров с компаниями, всего на 800 млн руб.
Крупный перевозчик, подавший иск на регоператора, всего на 8,6 млн руб. — МУП «Спецавтохозяйство». В комментарии РБК общий размер задолженности ООО «Экология-Новосибирск» перед МУПом истец оценивал в 99,6 млн руб., которая возникла за январь, и апрель — декабрь 2019 года.
В мэрии сообщили, что за предъявленный в судебном порядке период регоператором был подписан только один акт сдачи-приемки оказанных услуг за апрель 2019 года, при этом в установленные сроки претензии от него не поступали. В МУПе подчеркнули, что долг такого размера ограничивает предприятие в расчетах за ГСМ и модернизации парка техники.
Александр Волков, руководитель ГК «Арктика-Сити» (ООО «Айсберг», ИП Волкова), заключившей на 2020 год самый крупный договор с регоператором (982,4 млн руб.), не стал называть долг регоператора. «Экология-Новосибирск», как и многие другие, испытывает проблемы с оплатами как со стороны клиентов, так и в сторону контрагентов», — сказал Волков.
Субподрядчики пошли в суд
Субподрядчики выигрывают иски по своим требованиям к перевозчикам вне зависимости от оплаты долгов регоператорам. Так, в середине мая ИП Геннадий Коверко выиграл суд у ООО «ТБО» на сумму в 1,3 млн руб., а ООО «Магистраль» на 2 млн. руб. Регоператора привлекли к процессу в качестве третьего лица.
Представители «Экологии-Новосибирск» неоднократно ходатайствовали о переносе сроков рассмотрения дела. «Действия третьего лица суд рассматривает как направленные на затягивание судебного разбирательства», — отметила в решении судья Ольга Суворова. В другом решении она отмечает, что ждать результата спора между «ТБО» и регоператором не стоит: «приостановление производства по делу ведет к необоснованному затягиванию арбитражного процесса».
При вынесении решения она отметила, что ссылка ООО «ТБО» на неподписание актов приемки работ ввиду проверки их регоператором не может разрешить самому «ТБО» не подписывать акты с ИП Коверко, при этом, по мнению суда, ООО «ТБО» должен был рассчитаться с субподрядчиком в разумные сроки после момента «начала расчета» регоператора с ним.
Субподрядчики также подают иски в суд на оба «Эко-лайна», «Латранса». В январе подрядчик, компания «Чистый Сервис», подала иск к ИП Волковой о взыскании задолженности и неустойки в размере 41,9 млн руб. В апреле в документах суда появляются данные о переуступке «Чистым Сервисом» долга АО «МКС-Новосибирск» (директор Елена Волкова). Александр Волков сообщил, что в данном случае вопрос уже был решен «ко взаимному удовлетворению сторон».
Позиция регоператора
Лариса Анисимова, директор «Экологии-Новосибирск», сообщила, что задолженность регионального оператора перед перевозчиками за 2020 год
на начало июня — около 450 млн руб. Из них 250 млн. руб. за этот год и 196 млн. руб. за прошлый. При этом просроченная дебиторская задолженность 645 млн. руб. «Воздерживаемся от каких-либо комментариев до завершения судебных процессов», — сообщили в пресс-службе компании.
В начале июня стало известно, что правительство России распорядилось выделить более 147 млн руб. в качестве госсубсидий правительству Новосибирской области с целью «финансового обеспечения расходов, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов». В Новосибирской области средства получит ООО «Экология-Новосибирск».
Риски для бизнеса
По словам депутата Заксобрания, зампредседателя комитета по ЖКХ Вадима Агеенко, ситуация выглядит рискованной для предпринимателей. «Регион в случае банкротства «Экологии-Новосибирск» меняет регоператора, законодательная возможность для этого предусмотрена изменениями в новом региональном законе, — говорит депутат. — А для перевозчиков ситуация будет гораздо тяжелее, они в банкротстве мало чего получат. По моим данным, на балансе регоператора нет значимого имущества».