При строительстве моста в Новосибирске выявили нарушения на ₽3 млрд
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области выявила невыполненные фактически или несоответствующие проектно-сметной документации работы при строительстве четвертого моста через Обь в Новосибирске. Их стоимость оценивается в 3 млрд руб., сообщила на 44-й сессии Заксобрания Новосибирской области председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Елена Гончарова.
По словам аудитора, требования об устранении выявленных нарушений рассматриваются в суде. Гончарова добавила, что федеральное казначейство также проводило проверку, так как расходы на строительство моста находятся под казначейским сопровождением.
«Как мы не раз сообщали, при строительстве моста через реку Обь в Новосибирске возникла объективная необходимость изменения ряда решений, заложенных в проектной документации 2015 года. Многие из них обусловлены выявленными ошибками в ПСД, переданной концессионеру концедентом. Напомним, Группа «ВИС» не занималась проектированием, а получила проектную документацию, разработанную до проведения конкурса по выбору концессионера», — рассказали РБК Новосибирск в пресс-службе Группы «ВИС».
Из-за затянувшихся процедур по передаче концессионеру земельных участков строительство транспортной инфраструктуры фактически началось весной 2020 года. За время, прошедшее с момента утверждения проектной документации, часть технических решений и применяемых материалов, указанных в ней, потеряла актуальность. Некоторые производители покинули рынок и стали недоступны, из-за чего потребовалась актуализация документации внесение изменений. Работа по согласованию изменений в рабочей документации ведется на постоянной основе без остановки строительства.
«Возведение объектов мостовой инфраструктуры не останавливалось даже в самые турбулентные периоды 2020-2022 годов. Если бы по каждому вносимому изменению работы останавливались до получения финального решения госэкспертизы, сроки окончания строительства моста и другой инфраструктуры, предусмотренной концессионным соглашением, отодвинулись бы на непрогнозируемый срок», — сообщили в «ВИСе».
К настоящему дню в госэкспертизу подано и получено положительное решение по 30 томам проектной документации, 128 — готовится к загрузке. Средний срок рассмотрения документов госэкспертизой — от 20 до 30 рабочих дней.
В числе примеров ошибок в ПСД — и строительство тоннеля в створе ул. Станиславского, где уровень грунтовых вод оказался выше проектного более чем на 1,5 м, и строительство пешеходного перехода, где уровень несущих слоев грунта, наоборот, на 1,5 м ниже проектного. Многочисленные несоответствия выявлены и в фактическом расположении инженерных коммуникаций.
«Строители вынуждены обходить, переносить и переустраивать сети в режиме реальной ситуации, параллельно внося изменения в рабочую и проектную документацию, что называется «с колес». Как отметила на заседании Законодательного собрания Новосибирской области председатель КСП Елена Гончарова, по проекту проводилась проверка федерального казначейства. Дополнительно сообщаем, что по итогам этой проверки нецелевого расходования бюджетных средств по проекту не выявлено», — добавили в компании.
Концессионное соглашение на строительство моста и подходов к нему было заключено в декабре 2017 года. В 2019 году началась подготовка территории к строительству. Проект реализуется при софинансировании федерального, областного бюджетов и средств инвестора — Группы «ВИС». Концессионер строительства — Сибирская концессионная компания.
Изначально ввести объект планировалось в конце 2022 года, позже сроки перенесли на конец 2023 года. В середине ноября в пресс-службе Группы «ВИС» РБК Новосибирск сообщили, что завершение строительства четвертого моста перенесли на 2024 год. Причиной, по данным Группы, стало невыполнение обязательств со стороны концедента.
Были нарушены сроки проведения работ по переустройству коллектора бытовой канализации в зоне строительства, обнаружены ошибки в проектной документации, один из проблемных участков — тоннель в створе ул. Станиславского, где, по данным Группы «ВИС», требуются дополнительные изыскания и проектные решения, которые могут привести к значительному удорожанию стоимости строительства тоннеля. Позже строительство снова возобновили.
В начале декабря прошлого года гендиректор производственной фирмы «ВИС», которая реализует проект строительства моста, Сергей Юдин сообщил, что работы по строительству моста завершатся в конце 2024 года.
Начальник территориального управления Группы «ВИС» Алексей Соколов заявил, что на замедление темпов строительства повлияли 170 выявленных недочетов при проектировании. Значительная их часть относилась к незначительным. Однако некоторые были серьезными. Например, при строительстве тоннеля в створе ул. Станиславского выяснилось, что фактические условия не соответствуют проекту 2015 года и уровень грунтовых вод выше на 1,5 м. По словам Соколова, с учетом перепроектирования, задержка составила минимум шесть месяцев.
Юдин рассказал журналистам, что строительство моста стало дороже на 9 млрд руб. Концессионер запросил у правительства 7,2 млрд руб., из которых 3,3 млрд руб. были заморожены на счетах компании.
«Мы вкладывали свои средства, и до сих пор вкладываем. Средства, предусмотренные концессионным соглашением Группа «ВИС» вложила в полном объеме. Более того, мы предлагали концеденту увеличить наше участие в проекте, пересмотреть финмодель, но с учетом сложностей финансовой конструкции нам этот вопрос не согласовали», — заявил Юдин.
Он рассказал, что Группа «ВИС» вложила 5,4 млрд руб. из собственного бюджета на строительство и еще 2,2 млрд руб. на работу проектной компании. Сейчас на строительной площадке работает 550 человек, ранее их было — 1,6 тыс.
В конце декабря 2023 года губернатор Новосибирской области Андрей Травников сказал, что финансирование строительства моста продолжится после прохождения проектом Главгосэкспертизы.
«Текущая проблема связана с тем, что были внесены изменения в проектную документацию, проектные решения. Они оправданы с технической точки зрения, может быть даже и с экономической точки зрения. Но они должны быть подтверждены заключением Главгосэкспертизы. Если раньше мы опирались на обещания и ждали что вот-вот из экспертизы изменения выйдут, то сегодня заняли жесткую позицию: будет экспертиза — будут деньги. Пока экспертизы нет, мы считаем невозможным перечислять бюджетные деньги на измененные разделы проекта», — пояснил Травников в ходе пресс-конференции.
В марте текущего года пресс-служба группы компаний «ВИС» сообщила, что на строительной площадке четвертого моста «работы <...> ведутся в круглосуточном режиме». На 44-й сессии Заксобрания Новосибирской области, 23 апреля, депутат Дмитрий Козловский сообщил, что «сейчас ни одного там человека не работает».
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте