НГУ намерен создать цифровую платформу для управления роем беспилотников

Новосибирский государственный университет (НГУ) и компания «Умные дроны» планирует создать цифровую платформу для управления роем беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Об этом сообщили в пресс-службе НГУ.
На прошлой неделе разработчики продемонстрировали способность дронов взаимодействовать в пространстве по схеме «обнаружение-доставка». Беспилотники смогли распределить задачи: один находил объект, определял и передавал координаты другому устройству. А то — доставляло груз.
«В перспективе технология может масштабироваться на неограниченное количество устройств. Кроме того, разрабатываемая платформа позволит дронам принимать разные совместные решения. Например, рассчитывать удаленность объекта и определять, кто быстрее долетит до него и доставит, например, аптечку пострадавшему; как действовать в случае потери связи с одним из БПЛА. Все эти алгоритмы будут отработаны и реализованы на базе цифровой платформы SmartDrones, — пояснил основатель компании «Умные дроны» Алексей Мелешихин.
В апреле ученые НГУ протестировали дрон-доставщик, который доставил груз с одного берега Оби в Новосибирске на другой. Устройство успешно преодолело 4,5 км. Результаты этого полета использовали при разработке алгоритма управления роем дронов.
В пресс-службе НГУ в ответ на запрос РБК Новосибирск предоставили комментарий Мелешихина. Он рассказал, что к лету 2026 года разработчики планируют выйти на первый релиз платформы для управления дронами. Исследователи хотят привлечь инвестиции или средства Фонда содействия инновациям.
«Объем финансирования по данной программе может достигать 30 миллионов рублей. По нашей оценке, этого финансирования должно хватить, чтобы создать основу этой платформы. Сроки, на которое предоставляется финансирование, — от года до 1,5 лет. Если нам удастся привлечь необходимый объем финансирования, как раз к следующему лету уже будем готовы продемонстрировать работу платформы», — рассказал Мелешихин.
Цифровую платформу можно будет использовать в сельском хозяйстве, туризме, для предотвращения чрезвычайных ситуаций. Алгоритм управления роем дронов позволит обрабатывать химикатами не все поле, а только отдельные участки, что снизит негативное воздействие человека на растения.
«Еще одна важная задача — обеспечение доставки в труднодоступные районы. Например, в Ордынском районе, где мы тестируем нашу технологию, есть период активного таяния льда на реке Обь, когда нет сухопутного сообщения между двумя населенными пунктами, при этом ближайшая объездная дорога составляет 280 километров, — рассказал Мелешихин. — Организовав доставку с помощью дронов, мы решим важную социальную задачу — доставлять медикаменты, жизненно необходимые вещи жителям данных населенных пунктов».
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте