Купить и не поехать: как вернуть деньги за туристическую путевку?
В связи с сообщениями о неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в Турции на сайте Ростуризма 11 августа появилось сообщение с разъяснением. В нем говорилось: «В связи со сложившейся ситуацией на основании статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», турист вправе потребовать изменения (в т.ч. направления или сроков поездки) или расторжения договора о реализации туристского продукта в Турецкую Республику. При этом фактически понесенные расходы не подлежат удержанию исполнителем».
Читать по теме: Эксперты оценили опасность вируса Коксаки для новосибирских туристов
Но порой турагентства не торопятся возвращать деньги тем, кто отказывается от поездки именно из-за заявления Ростуризма. Например, представители турбизнеса могут сослаться на фактически понесенные расходы и сказать, что работают, как информационное бюро и поэтому могут вернуть только свои личные затраты.
По каким причинам возвращаются деньги при отказе от поездки прописано в Гражданском Кодексе (ст. 782), в Законе «О защите прав потребителей» (ст. 32), в ФЗ «Об основах туристской деятельности в России» (ст.10)
По закону каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с «существенным изменением обстоятельств». К ним относятся ухудшение условий путешествия, указанных в договоре; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов и невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь, отказ в выдаче визы).
Адвокат Железнодорожной коллегии адвокатов Новосибирской области Антон Железняк подчеркивает, что следует отличать расторжение договора о реализации турпродукта в связи с возникновением обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране временного пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровья от расторжения договора по инициативе туриста без таких оснований.
Являются ли рекомендации Ростуризма основанием для расторжения договора и возврата средств?
«В соответствии с абзацем 5 статьи 14 закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», при расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия — ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг. — подчеркивает Антон Железняк, — В той же статье закона указано, что данные обстоятельства подтверждаются соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления — в данном случае это письмо Ростуризма от 11 августа 2017 года».
К кому обращаться за возвратом средств — к турагенту или к туроператору?
Адвокат Железняк отмечает, что в законе о туристкой деятельности прописано, что правовое регулирование договора о реализации туристского продукта, заключенного турагентом, не отличается от правового регулирования такого же договора, заключенного непосредственно туроператором.
«Ответственность перед туристом несет туроператор, а не турагент, вне зависимости от того, с кем был заключен договор, — поясняет Железняк. — Это разъяснено Верховным судом РФ». Турист должен до начала путешествия обратиться к туроператору с претензией, содержащей требование о расторжении договора и возврате уплаченной цены туристского продукта в десятидневный срок, который установлен ФЗ «О защите прав потребителей».
Если туристу отказываются вернуть деньги или возвращают только часть затрат, адвокат рекомендует обратиться в суд. Тогда помимо стоимости турпродукта потребитель вправе потребовать неустойку за нарушение срока возврата денежных средств, компенсации морального вреда, а также взыскания штрафа за отказ ответчика от добровольного удовлетворения требований потребителя.