Суд в Новосибирске не признал картину экстремистской по иску прокурора
Октябрьский районный суд Новосибирска не удовлетворил требования прокурора Октябрьского района о признании картины «Великая прекрасная Россия» экстремистским материалом.
Автором картины является художник Вася Ложкин (Алексей Куделин). На картине изображена карта России в красном цвете, а прилегающие государства — в черном. Россия подписана как «Великая прекрасная Россия», а все остальные страны подписаны оскорбительными прозвищами проживающих там народов.
«25.02.2019 года судьей Шевелевой Е.А. вынесено решение, которым в удовлетворении административного искового заявления прокурора Октябрьского района <…> о признании экстремистским материалом информационного визуального и текстового материала, размещенного в сети Интернет фотоматериал с надписью «Великая прекрасная Россия…», отказано», — сообщает пресс-служба Октябрьского районного суда.
В 2016 году Октябрьский районный суд внес картину «Великая прекраная Россия» в список экстремистских материалов.
В начале прошлого года дело дошло до Совета по правам человека при президенте РФ. «Очевидно, не был учтен сатирический, намеренно гиперболизированный, лубочный характер картины, в которой не пропагандируются, а, напротив, высмеиваются бытовой национализм и ксенофобия», — заявили в СПЧ.
В августе прошлого года Новосибирский областной суд отменил решение суда нижестоящей инстанции о признании картины экстремистской. После этого Октябрьский райсуд Новосибирска решил провести новую, культурологическую, экспертизу.
Специалисты из Новосибирского государственного педагогического университета пришли к выводу, что картина несет обобщенный и утрированный образ мира, показывая, что национализм и ксенофобия существуют в современной России. Эксперты посчитали, что картина не является побуждением к действию.
«... поступок как следствие восприятия и осмысления произведения является показателем неадекватного «считывания» смысла. Трагические инциденты, такие как, например, убийство студентом ростовщика после прочтения романа Достоевского, демонстрируют абсолютную неспособность субъекта к пониманию явлений культуры <...> В ряде случаев имеет место клиническая составляющая», — говорилось в выводе экспертов.