В областном Заксобрании во втором чтении примут «закон десятилетия»
Представляя законопроект, зампредседателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Ирина Диденко пояснила, что основная его ценность в том, что в Новосибирской области создается системная законодательная база, в основе которой — необходимость, целесообразность и эффективность. «Выстроенная система дает возможность оперативно принимать решения в условиях полноты необходимой информации, — уверена депутат. — Законопроектом закладывается системный и целостный подход к управлению государственной собственностью от целей процесса — эффективного использования средств и имущества, заканчивая четким механизмом контроля. Замечу, что в перечне списка поручений Путина содержатся наказы, касающиеся повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью»
Цели и результаты
Активная работа над законопроектом началась в Законодательном Собрании Новосибирской области в конце прошлого года. На необходимость усиления контроля за распоряжением и управлением госсобственностью неоднократно указывала Контрольно-счетная палата региона (КСП).
«Работа Контрольно-счетной палаты Новосибирской области показала нам, что целый ряд процессов просто не контролируется государством, идет самостоятельно от управленческих структур. Естественно, продолжаться такое не может, когда миллионы и сотни миллионов уходят в сторону. Мы считаем, что контроль за управлением имуществом должен быть более принципиальным и прозрачным, в этом и состоит смысл этого закона», — комментировал важность принятия нового закона председатель комитета Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Александр Морозов.
Ирина Диденко сообщала, что ранее депутатами Заксобрания фиксировались нарушения в порядке передачи областного имущества в аренду, безвозмездное использование, согласования крупных сделок: «Целью законопроекта является определение единого четкого порядка управления и распоряжения госсобственностью в Новосибирской области и заполнение пробелов областного законодательства в этой сфере», — поясняла Диденко.
Распоряжение областной собственностью благодаря принятию этого «прорывного» закона должно стать более эффективным, уверены депутаты. Новый закон ставит распорядителей областной собственности в строгие рамки. В нем предусматривается усиление депутатского контроля за региональным имуществом, его продажей, сдачей в аренду, заключением концессионных соглашений. Именно такие проекты стали толчком к разработке закона. До сих пор многие подобные сделки заключали на невыгодных, по оценкам законодателей, условиях для области.
В случае с четвертым мостом депутаты успели вмешаться, соглашение исправили и сэкономили для области десятки миллиардов рублей. Контрольно-счетная палата находила много нарушений и в парковых проектах, куда область вкладывает бюджетные деньги.
В комментариях к первой редакции проекта председатель КСП Елена Гончарова поясняла, что в нем кроме прочего, реализовано предложение палаты по управлению пакетами акций, находящимися в областной собственности, а также предложение палаты по среднесрочному управлению госсобственностью области, по урегулированию отчислений от прибыли унитарных предприятий в бюджет.
Зампредседателя Заксобрания региона Владимир Карпов характеризовал этот закон как наиболее глубокий и серьезный за последнее десятилетие проект, который рождался в дебатах и дискуссиях с детальной проработкой.
Александр Морозов рассказал, что при подготовке рабочей группой было детально проанализирован опыт Ульяновской, Челябинской и Смоленской областей, Пермского и Красноярского краев. Депутаты совершили рабочую поездку в Томскую область для детального изучения законодательства, принятым Томской городской думой.
При доработке законопроекта после первого чтения было проведено 18 заседаний рабочих групп, депутаты Заксобрания региона проводили ряд совещаний с правительством области, представителями прокуратуры и контрольно-счетной палаты.
«Иногда к нам предъявлялись претензии, что мы подготовили слишком подробный документ — в нем почти 40 страниц, — отметил председатель бюджетного комитета Заксобрания, — Что он больше напоминает инструкцию. А я как раз считаю, что он и должен быть инструкцией, то есть прописывать все. Хотим реализовать что-то — давайте идти по алгоритму, а не так, как придумал или представил себе какой-то чиновник. Подробность, принципиальность и объективность как раз и заложены в основу законопроекта. Мы смотрели и опыт других регионов, включая все самое важное в структуру закона. Считаю, что мы создали документ, который обобщил региональную практику. Надеюсь, что практика применения закона будет самой что ни на есть конструктивной и положительной», — подчеркнул Морозов.
Председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив назвал принятый закон принципиальным. «Это очень сложный закон. При разработке мы понимали, что он должен быть выверен до миллиметра, должен действовать быстро, и правила игры должны быть для всех одни. Слаженная работа рабочих групп, комитета во взаимодействии с правительством доказывает, что мы научились эффективно работать вместе. Готовый к принятию документ — это показатель того, что мы вместе с правительством, губернатором научились вместе работать, находить компромисс. Думаю, что этот закон будет работать на пользу нашей области».