Гении места: как Новосибирск формирует новые центры смыслов

Новые точки притяжения добавляют районам ценности, делают город человекоцентричным и помогают поднимать местную экономику. Теорию и практику создания «третьих мест» обсудили на заседании winner-клуба в рамках «РБК Бизнес день».

Концепция третьего места, как важнейшей части городского пространства, которое не связана с домом («первое место») или с работой («второе место») давно вошла в лексикон девелоперов и урбанистов. «Третьи места» не только помогают людям больше общаться, но и предлагают разновариантность их использования, становятся способами капитализации территорий, повышают ценность развития локаций для девелоперов, формируют потоки для малого бизнеса.
Развитие городских пространств и человекоцентричный подход в благоустройстве диктуют усложнение концепций территорий, многогранность сценариев их использования.

Можно ли и нужно ли монетизировать такие территории, какие проблемы возникают на пути у созидателей, как бизнес создает коллаборации с властью и общественниками и каким должен быть брендинг территорий, обсуждали предприниматели на заседании winner-клуба в рамках «РБК Бизнес день» в новосибирском ресторане «Жерарня».
«Жерарня» - ресторан в формате необистро от Дениса Иванова и популярного французского
актёра Жерара Депардье

Новые смыслы для районов

Концепция полицентричного города предполагает, что периферийные районы и центральные должны развиваться относительно равномерно, что минимизирует маятниковую миграцию и улучшает транспортную и экологическую ситуацию.

В девелоперском проекте «третьи места» вносят разнообразие сценариев и добавляют идентичности: жилые кварталы, особенно на периферии, перестают быть только «спальными», локации обретают ценность для горожан, а девелопер получает весомое преимущество при продаже квартир поблизости.
Концепцию «третьего места» разработал американский социолог – урбанист Рэй Ольденбург. Он называет «первым местом» дом – место, где человек живёт, «второе место» – это рабочее место.Третье место – это якорь в жизни общества, который способствует и содействует творческому взаимодействию людей, ему чаще отводится развлекательная, рекреационная роль.
Черты третьего места: нейтральность пространства,его «уравнивающий» статус без ограничений доступа. Основная деятельность – беседа, задача – удовлетворение потребностей в общении, локация – шаговая доступность от дома или работы, особенность – психологический комфорт, уют, скромность обстановки и наличие постоянных посетителей.
За последние годы Новосибирск поднялся в рейтинге качества городской среды Минстроя РФ. Если в 2020 году Новосибирск имел 166 баллов из 360 и находился в группе городов с неблагоприятной городской средой, то в 2023 году показатель вырос до 219 баллов.

При этом у миллионника остаются нерешенными масса проблем. «По целому ряду параметров мы отстаем не только от миллионников, но и от средних по масштабу городов, как Сибирского федерального округа, так и страны в целом, – заявил недавно мэр Новосибирска Максим Кудрявцев. – И прежде всего это касается качества уборки улиц от снега, пыли, грязи, мусора, это касается стандартов оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства». Весной региональная прокуратура провела проверки исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере благоустройства и дорожной деятельности. В результате проверок выявили свыше 400 нарушений.

Есть проблемы и по части городских парков и скверов. «Новосибирску нужна организация системного ухода за озелёнными пространствами, – отмечала начальник отдела сопровождения благоустройства и озеленения мэрии Новосибирска Светлана Гижицкая. – У нас до сих пор не хватает ресурсов на системный уход, а сейчас мы ещё устраняем ошибки стихийного и партизанского озеленения».

Уникальность Новосибирска в том, что городу удалось сохранить большое количество городских лесов. При этом, по замечанию эксперта, в Академгородке люди больше голосуют за «лес», а в центральной части города – за «парковку».

«У нас резерв – территории, которые мы не видим – поймы малых рек, – сказала Гижицкая. – У нас на правом берегу восемь рек и Тула на левом. Другой резерв, который мы мало понимаем – внутриквартальное озеленение». «На протяжении ста лет малые реки Новосибирска и их долины использовались как свалки, – говорит глава ГК «Химметалл» Евгений Гаврилов. – В городе есть общественные объединения, много людей, которые хотят изменить ситуацию. Мы , например, много прошли, чтобы воплотить в жизнь первую очередь Ельцовского парка, и нам это удалось».

Благоустройство в синергии

В Новосибирске традиционно девелоперы уделяют много внимания и средств, благоустраивая не только территории жилых комплексов, но и муниципальные рекреационные локации, решая тем самым давно назревшие проблемы города. С помощью значительного вклада застройщиков в городе благоустроили Михайловскую набережную и несколько скверов, завершили первый этап обустройства «Ельцовского парка».
Глава ГК «Химметалл» Евгений Гаврилов
Если социальный проект или благоустроенная зона включается в жилой комплекс или располагается рядом, это обязательно даст девелоперу прибавочный эффект, отмечает Евгений Гаврилов.

«Дополнительные публичные функции помогают застройщику продавать объект, – утверждает директор по продажам ГК «Камея» Валерия Кузьмина. – В целом у девелопера есть два вектора: покупать участки земли по более дорогой стоимости в одной из центральных локаций города с уже существующими сложившимися центрами притяжения или брать участки земли на периферии, и выстраивать центры притяжения самостоятельно, иначе проект сложно будет продавать. Такие проекты помогают застройщику формировать свой узнаваемый почерк и наглядно показывают, что для высокого уровня жизни людям не обязательно жить в самом центре».
Директор по продажам ГК «Камея» Валерия Кузьмина
«Если мы строим на большом участке земли, обязательно стараемся организовать бульвар, пешеходную зону, – рассказывает руководитель проекта по развитию «Самолет Страна» Александр Гычев. – Мы стараемся предвосхитить требования будущих жителей наших домов, предусмотреть самые разные сценарии активностей и повседневной жизни».
Руководитель проекта по развитию «Самолет Страна» Александр Гычев
Александр Гычев отмечает, что даже благоустройство и комплексный подход к оборудованию даже небольших пустырей в городе даст хороший прибавочный эффект всей территории.

«Идея общественных мест развивается, в Америке, скажем, благоустраивают крыши, в Сибири это вряд ли будет выгодно, – полагает он. – При проектировании таких территорий нужно отталкиваться как от действующей нормативной базы, так и от экономики самого проекта, чтобы ее не перекосить, не сделать продукт слишком дорогим, например».

Идеи и кейсы «третьих мест»

Одной из перспективных тем для развития в жилых кварталах участники сочли идею соседских центров, отметив, что они станут хорошей основой для формирования добрососедских отношений в жилом комплексе. Добрососедство, в свою очередь, имеет многонаправленный эффект: от вопросов эксплуатации территории объекта до создания позитивного имиджа комплекса в целом. Развиваются и гостевые пространства, открытые не только жителям микрорайона но и всем горожанам – прогулочные бульвары и общие площади с кафе и площадками для игр и общения.

Ценности локации добавляет история места, которое будет отражено в нейминге территории или элементах благоустройства. В Новосибирске одной из первых подобных площадок стала улица Холодильная, где некогда был сборный пункт отправки новобранцев в армию. Отсюда уходили в армию многие известные в городе предприниматели и политики. Застройщик, возводивший дом поблизости, оформил Аллею памяти призыва, украсив ее скульптурами из металла и памятным стендом с фото.
32 года на улице Холодильной находился сборный пункт военного комиссариата Новосибирской области. Три поколения уходили в армию с «Холодильника». Художественные композиции из металла отражают собирательный образ героев и атмосферу проводов в армию. Фото: ИСК «Русь»
«Перед планированием территории кварталов мы обязательно анализируем исторический контекст, изучаем прошлое: что на этом месте располагалось в разные годы, кто здесь жил, как работали функции, как менялось пространство и профили улиц, – говорит Василий Большаков, руководитель группы мастер-планирования компании «Брусника». – Это помогает синтезировать правильные образы, смыслы и рождает инсайты, которые в перспективе переносятся на идею мастер-плана». Так, в Новосибирске один из центральных кварталов девелопера называется «Мылзавод» в память об уникальном предприятии, производившем до 30 сортов уникального мыла сто лет назад.
Николай Антонов, генеральный директор, УК «МТЛ-Апарт» (входит в «ГК БестЪ»), рассказал об опыте компании, преобразовавшей приобретенный особняк в глубине парка в креативное пространство.
Николай Антонов, генеральный директор, УК «МТЛ-Апарт»
«Когда мы купили на торгах эти здания, то, прежде чем восстанавливать, тщательно изучили историю места. Оказалось, что здесь долгое время была популярная школа изобразительных искусств, и мы из всех вариантов использования выбрали именно школу, – рассказал Антонов. – Уже семь лет здесь функционирует креативное пространство «Бенуа 1890», включающее «Школу Бенуа», и знаете, стоимость недвижимости вокруг нашего объекта выросла».
Еще одна из интересных идей – арт-пространства внутри мультифункциональных объектов. В новосибирском комплексе Freedom у Михайловской набережной запланированы площадки для выступления музыкальных групп и проведения концертов, место для выставок.

Анастасия Пятенко, руководитель направления по работе с партнёрами SG-development (комплекс «АЭРОН») констатировала, что левобережью Новосибирска исторически не хватает интересных мест с большим числом общественных функций.
Анастасия Пятенко, руководитель направления по работе с партнёрами SG-development
Частью эту проблему должны решить новые проекты. Так, в многофункциональном комплексе «Аэрон» на площади Маркса разместятся культурные и образовательные пространства, маркет-холл с эксплуатируемой кровлей, музей авиации на площади в 1 тыс. квадратных метров.
На крыше здания маркет-холла разместят макет самолета маршала авиации Александра Покрышкина
В холодном сибирском климате жители хорошо воспринимают идеи крытых общественных пространств в жилых комплексах, которые дают возможность детям играть вместе, взрослым – обсуждать важные новости и отмечать праздники с друзьями и соседями. Удачный опыт – соседские центры, помещения, в которых жители комплекса могут поработать, у детей есть детская зона, а в кухне-гостиной можно отметить детский день рождения или день двора.

Николай Антонов представил идею атриума – крытого двора, в который может попасть не только житель самого апарт-отеля, но и любой горожанин. Здесь есть ощущение общественного пространства, а витрины магазинов и кафе создают правильную атмосферу места. «Так мы смогли создать площади, привлекательные для арендаторов и небольших бизнесов. Коммерция, которая располагается внутри помещения, при этом имеет стабильный трафик в нашем климате история полезная», – заключил девелопер.
Эксперты отметили, что опции, подобные детскому центру или коворкингу в многофункциональном центре или в жилом комплексе не смогут полноценно функционировать только на потоке от жителей комплекса или апарт-отеля. «Чтобы монетизировать такие проекты, девелопер должен понимать, какую пользу он принесет горожанам, живущим или работающим по соседству», – говорит Антонов.

Новосибирск как бренд

При этом часто города, в которых есть хороший туристический трафик, так и не смогли стать полноценными тревел-брендами. Эта история относится и к Новосибирску.
Внутренний туризм в России в 2023 году побил исторический рекорд. Показатель вырос на 20% и составил 78 млн поездок, следует из предварительных данных Российского союза туриндустрии. Количество туристов, посетивших Новосибирскую область в 2023 году достигло 2,6 млн человек, это на 20% больше аналогичного периода предыдущего года.

Семь из десяти гостей Новосибирска – сибиряки. Наибольшее число приезжих туристов из Кемеровской области – около 22%, Алтайского края – 17%, Красноярского края – 13%, Томской области – 9%, Омской области 8%. Многие совмещают поездку в Новосибирск или с командировкой, или с большим туром по России: Байкал, Алтай, Хакасия, Красноярск.
Новосибирск, по мнению советника генерального директора Корпорации развития Новосибирской области Лады Юрченко, пока не имеет единого бренда – жители отдаленных регионов в основном слышали только про новосибирский Академгородок. Бренд территории строится на анализе конкурентных преимуществ местности, ее потенциала, исторических особенности и культурного наследия. Хороший бренд территории – это всегда сумма всех смыслов и ценностей, которые уже несёт в себе та или иная земля.

Недавние феномены взрывного роста туристического потока к тульским озерам и в горы Дагестана наглядно показывают, что быстрые победы и привлечение дополнительного турпотока после ребрендинга территорий возможны и сейчас.

По данным регионального Минэкономразвития, среди местных жителей преобладает экологический туризм, особенной популярностью пользуются Бердские скалы, Абрашинский карьер и Караканский бор. Среди туристов наоборот – заинтересованность природными локациями довольно низкая, зато высокий спрос на исторические места – чаще всего к Колывани и Сузуну. Также туристы часто ездят в Академгородок. Хотя в первую очередь туристов интересуют маршруты по центру города, места с локальной кухней и музеи.