Как пандемия и рецессия влияет на бизнес и расходы людей в Новосибирске
О личных финансах
Роман Михайлов, ведущий аналитик «Лайм-займ»:
— В Новосибирске пока значительных изменений в поведении заемщиков нет. При этом, несмотря на общий рост выдач, доля Москвы, где меры против коронавируса были приняты раньше, упала почти на треть с начала года. Мы связываем это с ограничением потребления во время карантина. Возможно, в ближайшее время будет всплеск выдач займов, когда люди начнут терять работу, и им потребуется хоть как-то получить деньги. Сейчас у людей есть запас ликвидности, а категорий для трат средств стало меньше.
Председатель правления банка «Открытие» Михаил Задорнов в интервью Business FM:
— Нет большого притока новых депозитов, нет практически никакого снятия. Есть одна очень важная особенность — люди резко увеличили средства до востребования, то есть свободный кэш на счетах. Они выжидают. Это касается и валютных, и рублевых счетов. Это очень характерно для клиентов с высокими доходами — у них эти средства возросли раза в три.
О покупках
Мария Заикина, заместитель генерального директора по связям с индустрией в Ozon:
— Информационное поле всегда активно влияет на потребительское поведение. Многие переносят покупки в онлайн: меняется и номенклатура покупаемых товаров и предпочитаемые способы доставки. За последнюю неделю доставку заказа до двери стали выбирать в Новосибирске на 20% чаще, а на выдачу через постамат в начале марта приходится уже каждый четвертый заказ против каждого шестого в конце прошлого года.
В типичном заказе Ozon в Новосибирской области сейчас почти в 2 раза больше товаров, чем годом ранее (6-7 против 3-4), продажи продуктов питания и fmcg-товаров на 80-125% выше стандартного показателя.
Дополнительно мы видим возросший спрос на товары для домашнего досуга — средненедельные продажи подписок на игры и онлайн кинотеатры на 220% выше стандартного показателя, настольных игр — на 180%, товаров для хобби и творчества — на 140%, книг — на 150%, товаров для ремонта — на 300%, аксессуаров для домашних тренировок — в 2,3 раза.
О кафе и ресторанах
Валентин Каменев, сеть баров «Республика»:
— Отток гостей в будни в основном наблюдался в дневное время, так как офисы перешли на домашний режим. В пятницу и субботу гости стали приходить позже, снизилось количество броней, большая часть приходит по факту.
Антон Горестов, руководитель сети заведений PRIMETIME COFFEE:
— Средний чек снизился незначительно, а вот трафик уже упал в разных районах города: где-то на 60%, где-то на 90%. Менее значительный спад в транспортных узлах.
По текущей неделе было падение выручки на 15-30%, в потенциале она снизится до 70%. Три точки мы законсервировали: сейчас дешевле не работать, чем работать. В целом ближайшие пару месяцев ничего хорошего ждать не приходится.
Из затрат — есть проблемы с арендой: не все собственники помещений готовы идти навстречу. Оптимизация работы персонала ведется с максимальным сохранением рабочих мест. Режутся касты на логистику, маркетинг, все что можно оптимизировать в моменте. Если говорить о мерах поддержки бизнеса, кредитные каникулы, думаю, помогут.
Неким драйвером для себя мы считаем коробочную торговлю готовой едой на вынос, фуд-шеринг, когда вечером в определенных точках человек может купить набор готовой еды со значительным дисконтом.
Об ощущениях бизнеса
Елена Астахова, исполнительный директор ГК «Мета»:
— Мы минимизируем входную корреспонденцию, устанавливаем специальные боксы. Ввели систему поочередного входа в офис, чтобы исключить массовые скопления людей в лифтах и в других местах общего пользовании: часть сотрудников работает с 8:00, 8:30, 9:00.
Елена Ямщикова, директор по маркетингу сети клиник «Здравица»:
— Сейчас мы делаем максимальный упор на онлайн-консультации. Они и раньше у нас были, но сейчас они стали более актуальными, мы расширили виды онлайн-консультаций, количество врачей, которые могут их оказывать.
Пресс-служба компании «Сибакадемстрой. Брусника»:
— Мы адаптировали бизнес-процессы и клиентский сервис к изменениям формата занятости людей и запустили онлайн-продажи квартир на сайте. Клиент может самостоятельно выбрать квартиру в каталоге и забронировать понравившийся вариант с помощью эквайринга. Сейчас уже дистанционные сделки проходят регулярно: 5-7% в месяц с перспективой роста до 20%.
Дмитрий Храпов, директор сети детских спортклубов ООО «Экстримкидс НСК»:
— Мы пытаемся договариваться с арендаторами об арендных каникулах, осторожно подходим к тратам. Мы готовимся к худшему сценарию, но мыслим оптимистично. Надо быть адаптивными, гибкими, быстрыми. Все кризисы рано или поздно заканчиваются. Этот период, кроме прочего, хороший способ прокачать команду, найти новые ниши для развития.
Виталий Ветров, руководитель юридической фирмы «Ветров и партнеры»:
— Мы сконцентрировались вместо оффлайн мероприятиях по взаимодействию с клиентами на онлайн. Вебинары и еще раз вебинары. Планы и проекты компании пока находятся в рамках пессимистичного сценария. Ожидаем, что будет всплеск «похоронных» практик в работе — разные виды судебных споров, в том числе банкротство.
Ирина Гущина, аналитик рынка недвижимости:
— Угроза здоровью, карантин, рост курсов валют, тревожные настроения, связанные с экономической ситуацией: на мой взгляд, в будущем люди, в первую очередь, будут следить за здоровьем и пытаться обеспечить себе денежную «подушку безопасности». Карантин, без сомнения, вызовет убытки во многих отраслях. Изменения в конституции повлекут изменения в законодательстве. В этом году повышенного спроса мы не ждем, рынок недвижимости в разные периоды развивается с определенной цикличностью — и это нормально.
Подробнее на РБК: Эксперт - о трендах рынка жилья в условии пандемии и турбулентности