город будущего
Фото: «Брусника»

Бурное развитие и «страшная» эклектика, – архитектурная пестрота Новосибирска впечатляет. Как развивается город, какие проблемы предстоит решить и где точки роста в развитии города, – в спецпроекте РБК Новосибирск.

Здесь будет город-сад:

спецпроект
о Новосибирске будущего

Новосибирск – один из самых молодых и стремительно развивающихся городов. Менее, чем за 70 лет его население выросло до миллиона человек. При этом как город он сложился около 40 лет назад. По словам главного городского архитектора Александра Ложкина, до этого городское пространство походило на конгломерат сел, заводских и пристанционных поселков, и в каждом у жителей была своя ментальность. Такие «районы-острова» остаются в городе и сейчас: Академгородок, ОбьГЭС, Пашино, Родники и Первомайский район. Сращивание городской ткани продолжается.

Из-за стремительного развития Новосибирск не имеет цельного архитектурного облика, чему в том числе помогла и хаотичная точечная застройка.
Научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев отмечает, что город с рождения был центром торговли и логистики, возводился во времена бурного развития российской капиталистической экономики, технологического скачка с привлечением массы ресурсов – строительных, финансовых и человеческих. «Он развивался очень динамично, и уже через 20 лет своей жизни стал одним из первых в Сибири. В советский период он принимал на себя все новые архитектурные решения, во многом градостроение управлялось из центра, не всегда учитывая местные особенности», – пояснил РБК Новосибирск Голодяев.
О развитии левого берега, перспективах Новосибирска и уникальных решениях нового масштабного ЖК «Астон. Шесть звезд» в интервью РБК Новосибирск рассказал Николай Машкарин, директор «Астон. Стройтрест 43»
Фото – Музей Новосибирска
По словам Ложкина, в Новосибирске морально архитектура устаревала значительно быстрее, чем материально – эта тенденция была характерна для многих зданий: так политика влияла на архитектуру.

Например, в одном и том же здании смешивались модернизм и конструктивизм. «На Советской, 18 стоит здание, построенное в 1925 году для конторы «Текстильсиндиката». Изначально здание было двухэтажным в стиле модерн, но уже через пять лет было надстроено еще два этажа в стиле конструктивизм», – рассказал Ложкин. – Внутри здания на Красном проспекте, 13 «похоронены» два купеческих особняка, на их основе достроили дом в целом».

Константин Голодяев
Научный сотрудник Музея Новосибирска
Сильные перемены в облике Новосибирска произошли и в 90-е. «Прикрываясь посылом «наш город молодой – спасать в нем нечего» в него ворвалось точечное высотное строительство вне всякого планирования и градостроения. В результате сегодня мы потеряли исторический центр и имеем страшную эклектику архитектурных стилей, удивительную для туристов, посещающий Новосибирск», – отметил Константин Голодяев.
Александр Ложкин уверен, что навсегда победить точечную застройку в Новосибирске не удастся, так как в городе остаются лакуны и пустыри, которые необходимо осваивать. «Наша задача – не запретить точечную застройку, а сделать так, чтобы появление такой застройки не наносило ущерб поселившимся ранее соседям», – считает Ложкин.

Для этого в городе был принят ряд поправок в нормативы и правила землепользования и застройки. Например, теперь возможная высотность объекта привязана к размеру земельного участка. Сегодня это сделано и для жилья, и для гостиниц.
Зеленый каркас
Один из нюансов Новосибирска – неравномерное распределение скверов и парков, их основная часть – это большие лесные массивы в черте города.

«Городские леса, которые удалось сберечь в Новосибирске, очень редкое явление для российских городов. Они дают возможность отдыха, не выезжая далеко за пределы городской черты, как, например, в Москве», – говорит глава ГК «Химметалл» Евгений Гаврилов.
«Наша задача – провести реновацию зеленых зон, не только создавать из старых объектов новые, но и обращать внимание на то, что можно сделать здесь и сейчас. Например, мы разрабатываем код туристического центра города, который, помимо навигации, подразумевает и план озеленения, включая улицу Ленина», – рассказала РБК Новосибирск вице-мэр города Анна Терешкова.

Анна Терешкова
Вице-мэр города
Самыми крупными пространствами стали:
  • Парк «Каменка» – более 380 млн руб., 2022-2023 годы
  • Михайловская набережная – более 300 млн руб., 2017-2018 год
  • Заельцовский парк – 190 млн руб., 2021-2022 годы
  • Затулинский дисперсный парк – 180,3 млн руб., 2020 год
  • Сквер Славы – 113,7 млн руб., 2019 год
О развитии левого берега, перспективах Новосибирска и уникальных решениях нового масштабного ЖК «Астон. Шесть звезд» в интервью РБК Новосибирск рассказал Николай Машкарин, директор «Астон. Стройтрест 43»
Фото – «Новосибирские новости», nsknews.info
36 территорий благоустроили в Новосибирске за шесть лет
В этом году начнется благоустройство сквера на ул. Фадеева, продолжатся работы в Сквере Героев Донбасса и на аллее Грибоедова. В микрорайоне Аэропорт создадут сквер в честь композитора Эдуарда Артемьева, родившегося в Новосибирске. В этом году на благоустройство различных пространств планируется выделить из бюджета около 230 млн руб.
Новосибирск, по мнению представителей строительного бизнеса, отличает слаженное взаимодействие девелопмента и власти в части реализации совместных финансово емких проектов по развитию территорий. Облагораживание прилегающих территорий к строящемуся комплексу стало нормой, обычаем делового оборота, считает Ложкин.

«Сегодня застройщики продают уже не квадратные метры, а определенное качество жизни. Хорошая архитектура, комфортная среда превратились в Новосибирске в экономическую категорию, строить плохо теперь невыгодно», – говорит Ложкин.

Александр Ложкин
Главный городской архитектор
Иллюстрация: ЖК «Никольский парк», ГК «Химметалл»
Застройщики в жилых комплексах создают парки-дворы. Грамотное зонирование, площадки для занятий спортом, отдыха и общения давно стали сложившейся практикой. «Обустройство прогулочных зон внутри наших жилых комплексов и рядом с ними – полностью в рамках нашей «зеленой концепции» строительства, – говорит глава ГК «Химметалл» – Мы – патриоты своего города и сохраняем или создаем с нуля пространства, где людям комфортно отдыхать».
Дмитрий Ступин, директор земельного банка компании «Брусника» отдельно выделяет возведение объектов, которые формируют среду, определяют пространство как городское, – это набережные, парки, событийные площади, спортивные сооружения, арт-объекты, подчёркивающие идентичность места.

«Такие объекты избавляют людей их от необходимости ехать в центр, чтобы удовлетворить потребность в качественных общественных пространствах», – отмечает эксперт.

Дмитрий Ступин
Директор земельного банка компании «Брусника»
«Когда такие объекты создает девелопер, выигрывают все. Застройщик, потому что он конкурирует за потребителя, люди, потому что получают развитую и современную городскую среду, и в конечном итоге – город, потому что благодаря такому подходу он становится более привлекательным. Если мы в крупном проекте зарезервируем 1-2 гектара под парк, и грамотно распределим плотность, то парк станет конкурентным преимуществом, повысит цену и ценность проекта».
Одним из самых ожидаемых в Новосибирске проектов станет продление набережной до Заельцовского парка: сейчас решают вопрос переноса пескобаз. Интерес к проекту набережной проявляли несколько компаний. Сейчас рядом с Михайловской набережной строится комьюнити-молл Freedom, который должен восполнить дефицит коммерческой инфраструктуры рядом с одним из самых популярных городских рекреационных маршрутов.
Еще один проект в центре города – новый сквер вблизи площади Калинина и станции метро «Заельцовская». Здесь будут велодорожки, спортивные и игровые площадки, а также зоны для практик и медитаций и амфитеатр под открытым небом. Дизайн-проект сквера разработан мэрией Новосибирска. Реализацией городские власти занимаются совместно с ВОЛНА development и «Сибирь Девелопмент».
— For a footnote, for it to be used in-text, the writer found some content necessary to include with the manuscript, however less initially important than the main copy. Therefore, it is necessary for the main copy to have more hierarchy than the footnote.
«Сквер украшает территорию: наш город становится уютней, комфортней. Это придает ценности, в том числе и нашему проекту – рядом мы строим отель. Мы, как девелоперы, в этом, безусловно, заинтересованы», – рассказал РБК Новосибирск руководитель ВОЛНА development Андрей Добринский. Он отмечает, что сейчас многие девелоперы прекрасно понимают, что необходимо не просто построить дом, а, например, рядом сделать парк, который будет доступен не только для жителей ЖК, но и всем горожанам.
Иллюстрация: GAGARIN CITY
Город будущего
Недавно заработавший механизм комплексного развития территорий (КРТ) идеально подходит для решения задач Новосибирска. Как рассказывал главный архитектор города Александр Ложкин, полноценно механизм КРТ в Новосибирске начали применять лишь в прошлом году.
Под комплексное развитие территорий – КРТ – в Новосибирске в перспективе попадут территории площадью 434,9 га – это одна десятая часть города. В разных стадиях в Новосибирске находятся 39 проектов. На сегодняшний день мэрией Новосибирска заключено восемь договоров о КРТ.
Новосибирск должен развиваться не столько вширь, обрастая новыми территориями, сколько за счет развития уже застроенных, которые находятся в центральной части города. По словам Ложкина, сейчас в Новосибирске, за исключением Ключ-Камышенского плато, практически нет участков для комплексного освоения.

Власти города видят перспективы по новым площадкам под КРТ. «Мы проводим анализ пространств, оцениваем возможность комплексного развития. Смотрим экономику – там, где территория интересна инвесторам, ведем работу по формированию проекта», – пояснял Ложкин. В первую очередь, под КРТ попадают площадки, на которых располагаются аварийные многоквартирные дома, затем – «депрессивные» территории – частный сектор и пустыри.

Андрей Добринский
Руководитель ВОЛНА development
Руководитель ВОЛНА development Андрей Добринский также считает, что основным драйвером развития города должна стать реновация. «Тот же самый Октябрьский район, большая часть которого – в частном секторе. Это можно реновировать, застраивать – не нужно уезжать на окраины города и развивать пригороды», – говорит Добринский.

Добринский отмечает, что в плане строительства, более динамичное развитие в будущем можно будет наблюдать в правобережной части Новосибирска.
«У города есть особенность – он разделен рекой. И у нас есть всего несколько мостов, которые далеко не всегда справляются с пропускной способностью. Конечно, это, в какой-то степени, минус. Это будет влиять на то, что правый берег будет все более подвержен развитию в плане строительства, с моей точки зрения», – говорит Добринский.
Фото: «Брусника»
Добринский уверен, что положительное влияние на развитие города оказывает высокая конкуренция среди застройщиков. «Это заставляет девелоперов быть постоянно на острие самого современного, самого нового. Предлагать отличное от других по концепции. Поэтому я думаю, что наш город в этом плане будет только становиться красивее и интереснее», – считает эксперт.

По его словам, еще одной точка роста может стать высотное строительство. «Новосибирск – город молодой и бурно развивающийся. Не все проекты, которые реализовали другие регионы, мы смогли у себя воплотить. Например, небоскребы, вокруг которых много обсуждений», – рассказал эксперт. Такие высотные кластеры могут сложиться в районе станции метро «Октябрьская», где ждут появления нескольких зданий высотой более 150 м.
Фото: «Брусника»
Президент Сибирской ассоциации дизайнеров и архитекторов Андрей Радаев считает, что если в городе начнет складываться высотный кластер, это должны быть знаковые для города здания. «Высотой от 150 метров и выше, чтобы было видно с любой точки. Это стало бы новым символом развития города. Небоскреб говорит о том, что в городе есть экономика, технологии, работает бизнес, – не каждый регион может позволить себе построить такое здание – для его проектирования нужно наработать опыт, иметь технику для строительства, обеспечить работу объекта, таким зданием нужно уметь управлять. Если в Новосибирске появятся небоскребы, то это будет здорово», – полагает он.

Евгений Гаврилов
Глава ГК «Химметалл»
Евгений Гаврилов констатирует, что небоскребы – история сложная. «Небоскреб – это дорогая, штучная вещь, – говорит эксперт.– Себестоимость такого проекта гораздо выше обычного, срок строительства больше, а застройщику необходимо иметь серьезную техническую и ресурсную базу. И стоит учесть дополнительные обязательства по строительству социальной инфраструктуры. Все вместе – это очень существенная нагрузка на строительные компании».
Ближе к людям
По словам Александра Ложкина, в будущем город должен стать более гуманным и дружелюбным. В первую очередь – к пешеходам. «Город не должен вызывать негативные эмоции у его жителей и гостей, он должен быть к ним ближе», – уверен главный архитектор.

Сейчас в Новосибирске более 250 зеленых территорий. В 2021 году, в ходе подготовки новой редакции генплана, в нем были зафиксированы все параметры существующих и будущих зеленых зон. Они вписаны в генплан так, чтобы в будущем в городе был сформирован непрерывный водно-зеленый каркас, с включением лесопарков, парков, скверов, бульваров, озелененных улиц, набережных реки Оби и долин малых рек.
«Ельцовский парк». Фото: ГК «Химметалл»
В рамках развития водно-зеленого каркаса в 2024 году планируется сдать парк «Каменка». «Продолжаются работы по парку «Усть-Тула», который в дальнейшем планируют соединить с парком «Арена», а последний с Бугринской рощей. «Это станет абсолютно новым рекреационным спортивным пространством. В принципе, у каждого жителя в 15-минутной доступности в будущем должен быть парк или сквер. Наша задача отрабатывать это и с девелоперами. В этом плане есть хорошие, как я их называю, благоустроители, а есть те, кто не слышат и не понимают», – сказала Терешкова.

«Мы выходим на проект линейного парка «Чербузы» в Советском районе. Будем полностью реновировать территорию. Это очень сложные проекты, так как мы работаем не только с землей, но и с коммуникациями, которые там находятся. Фактически, мы создали новую отрасль, раньше этим никто не занимался», – сказала Терешкова. По ее словам, у Новосибирска есть все для того, чтобы стать бесшовным пространством. «Но это уже следующий этап», – добавила вице-мэр.

Андрей Радаев,
пезидент Сибирской ассоциации дизайнеров и архитекторов
По словам Андрея Радаева, отдельными точками притяжения не только для горожан, но и для туристов может стать создание пешеходных улиц. «Такую можно сделать на территории военного городка. Надо больше зон отдыха, особенно, когда обороты набирает внутренний туризм. Формально, у нас могут сложиться такие кластеры где угодно, это можно сделать в рамках КРТ. Важно создать мастер-план, где будут собраны все необходимые стратегии, в том числе для бизнеса», – считает он.
Эксперты РБК Новосибирск отмечают и необходимость развития транспортной инфраструктуры. «Политика развития города должна быть плотно связана, в первую очередь, с транспортной инфраструктурой: чем более высокая плотность и концентрация людей, тем выше должна быть транспортная доступность, – констатирует Евгений Гаврилов. – На окраинах, где плотность населения меньше, и этажность должна быть меньше, тем более что вывозить оттуда большое количество людей сложно. От этого зависит и развитие пригородов. Город может быть как моноцентричным, так и полицентричным, если мы сможем качественно связать эти центры».
Согласно Генплану, к 2050 году в городе должны появиться три линии метро длиной в 67 км, в планах 46 станций метро и четыре депо. Ориентировочная стоимость работ – 30 млрд руб. Развитие метрополитена включает в себя три этапа. Ближайший – до 2030 года, затем – до 2050 года и после 2050 года.

На первом этапе Дзержинскую линию продлят от «Золотой Нивы» до ул. Коминтерна. На Ленинской линии должны построить две станции до ул. Троллейная. На втором этапе Ленинскую линию продлят от «Северной» до Родников, планируют построить три станции, а от «Троллейной» до ул. Порт-Артурская – две станции.

Третья линия от «Березовой Рощи» в сторону Ключ-Камышенского плато должна включать восемь станций и электродепо вблизи ул. Выборная. После 2050 года начнется развитие северного участка от «Березовой Рощи» в сторону Родников. Планируется строительство Левобережного участка Дзержинской линии от станции «Пл. Гарина-Михайловского» до пл. Кирова, включая второй переход через Обь.
ПУТИ В ГОРОД БУДУЩЕГО
Радаев считает, чтобы Новосибирск стал городом будущего, необходимо увеличивать востребованность региона как центра туризма, развивать креативные индустрии. «Финансирования нам не хватает. Наш путь – развивать экономику региона, создавать самые привлекательные условия для развития бизнеса, налаживать коммуникацию с федеральным центром. Тогда мы сможем воплощать любые амбициозные проекты», – говорит Радаев.

Николай Машкарин
Директор «Астон.
Стройтрест 43»
Директор «Астон. Стройтрест 43» Николай Машкарин также отмечает, что необходимо обратить внимание на выстраивание взаимодействия отношений между бизнесом и властью для совместного развития города.
«Власть является катализатором многих процессов, влияющих на бизнес. Государство может влиять на успешность бизнеса, даже упрощая некоторые процедуры или уменьшая требования к пакету документов. Помогать бизнесу можно выделяя землю на льготных условиях, предоставляя налоговые льготы», – отмечает он.
— For a footnote, for it to be used in-text, the writer found some content necessary to include with the manuscript, however less initially important than the main copy. Therefore, it is necessary for the main copy to have more hierarchy than the footnote.
В строительном секторе важно предоставление дешевого проектного финансирования. «Нужны действенные инструменты поддержания спроса, такие как льготная ипотека. Ценной была бы помощь в рыночном регулировании цен на те составляющие, которые напрямую влияют на себестоимость строительства. Нужно понимать, что развитие бизнеса – это уровень и качество жизни людей», – говорит эксперт.

«Существующая политика нацелена на то, чтобы все в жилом строительстве унифицировать и стандартизировать, – резюмирует Евгений Гаврилов. – Именно так часто строят крупные федеральные застройщики. «Одинаковость» всегда стоит дешевле, и тогда экономика проекта позволяет бизнесу больше средств тратить на строительство социальной инфраструктуры. Полагаю, что город от таких унифицированных проектов лучше не станет – дома будут выглядеть дешевыми, однообразными и неинтересными. Самый большой риск здесь – это возможная потеря Новосибирском своей уникальности из-за смещения приоритетов в сторону такой застройки. Чтобы город развивался, в нем должен развиваться бизнес, и в первую очередь, новосибирский».
Фото: «Брусника»