совместный проект

Аэропорт Нового Уренгоя:
самоцветы в чуме

В аэропорту Нового Уренгоя новый терминал стилизован под традиционное жилище местных жителей – чум. Во время реконструкции аэропорт сделали более удобным для пассажиров в климатических условиях Крайнего Севера.
В 2018 году право на заключение концессии для обновления аэропорта Нового Уренгоя получило ООО «Уренгойаэроинвест», входящее в холдинг «Аэропорты Регионов». Работы начались в 2021 году. Стоимость обновления взлетно-посадочной полосы и строительства нового терминала составила 11,5 млрд руб. Группа «Спектрум» в процессе строительства аэродрома и аэропорта выполнила функции технического заказчика.

Пропускная способность нового пассажирского терминала составляет 840 пассажиров в час. Эксплуатация нового терминала началась в конце декабря 2022 года. Торжественное открытие нового здания состоялось в феврале 2023 года.

Аэропорт Новый Уренгой им. И.М. Губкина

  • Площадь: 19 тыс. кв.м.
  • Заказчик: ООО «Уренгойаэроинвест» («Аэропорты Регионов»)
  • Архитекторы: Алекс Битус, Buro Bitus
  • Техзаказчик: ГК «Спектрум»
  • Стоимость проекта: 11,5 млрд руб

Терминал в виде чумов

Площадь нового терминала составила 19 тыс. кв. м: аэропорт Нового Уренгоя стал самым большим в Ямало-Ненецком АО.

Создатели проекта нового терминала обратились к традициям народов, живущих испокон веков на территории Ямала. Облик здания повторяет контуры традиционных жилищ местных оленеводов — чумов.

«Чум согревает и охраняет, – пояснял архитектор проекта Алекс Битус, основатель лондонского Buro Bitus. – Мы постарались реализовать тему тепла и комфорта для пассажиров. Специально в интерьере были использованы цвета теплой гаммы».

При наружной отделке здания использовали алюминий, из-за чего на солнце стеклянные панели фасада отражают небо. Через витражи здания виден внутренний интерьер аэровокзала. Внутри нового терминала постоянно действует экспозиция, посвященная Ямалу и истории освоения Крайнего Севера, а одна из инсталляций — «Самоцветы Ямала»: четыре специальные пятиугольные зоны в полу выложены полудрагоценными и поделочными камнями, добытыми в округе.
В новом терминале для пассажиров и посетителей работают кафе и магазины, детская комната и игровая зона для гостей аэропорта с детьми. Зал регистрации оснащен 12 стойками, на которых багажная лента утоплена в пол рядом со стойкой для облегчения сдачи багажа – его больше не нужно поднимать на ленту, а можно просто закатить чемодан.

Новшеством для аэропорта Нового Уренгоя стало использование трех телетрапов, с помощью которых пассажиры могут пройти из здания аэровокзала сразу в самолет. Еще одним удобным решением стал перенос остановки общественного транспорта ко входу в терминал, появилась отдельная полоса для высадки и посадки пассажиров. Особенностью аэровокзального комплекса стал теплый бас-гейт – тоннель для автобусов, расположенный в терминале и предназначенный для посадки и высадки пассажиров в перронные автобусы в закрытом помещении, что особенно актуально для суровых погодных условий Крайнего Севера.
Использование современных технологий
При проектировании и строительстве нового здания аэровокзала активно использовались современные цифровые технологии. Так, проект выполнялся в цифре, с использованием технологий информационного моделирования зданий (BIM), основанных на использовании интеллектуальных 3D-моделей.

В BIM-моделях мы проектируем все аэропорты, — рассказывает Александр Волков, руководитель сектора «Аэропорты» Группы «Спектрум». – Возводимое здание воспринимается не как разрозненные чертежи и сметы, а как цельный объект, в модели которого соединено все: облик, фасадные решения, инженерия, коммуникации, проект интерьера, этапы строительства, окружающая здание среда, каждый материал для строительства или отделки с названием и количеством. Цифровые BIM- модели помогают строить эффективнее». В проекте аэропорта Нового Уренгоя цифровые модели «оживали» с помощью технологий дополненной реальности.