совместный проект

Аэропорт Владикавказ:
акцент на покорение вершин

Воздушная гавань столицы Северной Осетии, аэропорт Владикавказа, открылась после реконструкции в декабре 2022 года. Облик здания напоминает горную гряду, а интерьер – пещеру со сталактитами.
В 2019 году руководство холдинга «Новапорт» начало проектировать здание нового аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий во Владикавказе. Через год проект получил положительное заключение Главгосэкспертизы.

Реализация проекта стартовала в декабре 2020 года. Новый терминал открыли в декабре 2022 года. Новое здание аэровокзала двухэтажное, площадью 5,57 тыс. кв. м. Пропускная способность аэропорта после реконструкции может превысить 1,5 млн пассажиров в год. Стоимость работ составила 2,2 млрд руб. Средства выделил застройщик — ОАО «Международный аэропорт Владикавказ», входящий в холдинг «Новапорт». Генеральный проектировщик, EPC-подрядчик — ГК «Спектрум». Автор внешнего облика и интерьеров архитектурное бюро «Диалектика».


Аэропорт расположен в 26 км от административного центра Северной Осетии и в 7 км от города Беслана. До границы с Грузией — 50 км. Расположение аэропорта Владикавказ делает его самой близкой площадкой для организации воздушного сообщения со странами Закавказья, Турцией, ОАЭ, Саудовской Аравией, Ираком. Аэропорт обслуживает пассажиров не только из Северной Осетии, но и из Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Чечни, Грузии.

В Северной Осетии идет создание горнолыжного курорта Мамисон, который должен стать одним из корневых объектов туристического кластера на Северном Кавказе. При реализации проекта аэропорт сможет втрое нарастить пассажиропоток. В 2022 году в Северную Осетию приехало 750 тыс. туристов, что в 2,5 раза больше, чем годом ранее.

Аэропорт Владикавказ (Беслан)

  • Площадь: около 5,6 тыс. кв.м.
  • Заказчик: ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» («Новапорт»)
  • Архитекторы: архитектурное бюро «Диалектика», архитекторы сектора «Аэропорты ГК «Спектрум»
  • Генпроектировщик, ЕРС*-подрядчик: Группа «Спектрум»
  • Стоимость проекта: более 2,2 млрд руб.

Особенности проекта
Основную идею здания авторы согласовывали с руководством республики. Основа концепции – облик Столовой горы высотой 3003 м, которая находится на границе Северной Осетии, и из города на нее открывается живописный вид. Столовая гора изображена и на гербе Владикавказа.

«Говорят, что хорошую архитектуру один человек может передать другому наброском из трех линий, – прокомментировал открытие Михаил Давыдов, глава архитектурного бюро «Диалектика». – Аэровокзал Владикавказа это хорошая архитектура, а облик, контур здания выделяет его из тысячи других аэропортов мира. Здание компактное и при этом комфортное для пассажиров, такая площадь оптимальна в плане затрат на содержание комплекса. Архитектурная идея основного фасада аэровокзала создает легко узнаваемый образ — это линия гор, фасад легкий и прозрачный, здесь много витражного остекления».
Давыдов сообщил, что в будущем планируется реализовать вторую очередь реконструкции, которая предполагает строительство еще одного блока, здания международных авиалиний. Часть старого здания внутренних авиалиний, построенного более 30 лет назад, займут административные службы аэропорта, на части площадей после ремонта разместят VIP-зоны.

Аэровокзал оборудован телетрапом, с помощью которого пассажиры смогут попасть на борт самолета прямо из здания аэровокзала, шестью лифтами и эскалатором, высокотехнологичными системами обработки багажа, регистрации, досмотра, системами безопасности, а также системами поддержания микроклимата. Строители обновили и инфраструктуру аэровокзального комплекса: построили две электроподстанции, резервные дизельные электростанции, локальные очистные сооружения и канализационно-насосную станцию.

* EPC-подрядчик: Engineering (проектирование, инжиниринг), Procurement (поставка), Construction (строительство).