совместный проект

Аэропорт Саратова Гагарин:
космос, Волга и гармошка

Уникальный аэровокзал, с фасадом-гармошкой и интересной композицией привокзальной площади неоднократно становился победителем престижных российских и международных премий.
Аэропорт Гагарин запущен в августе 2019 года. Это второй аэропорт в России, построенный «с нуля» в чистом поле. Строился аэропорт в рамках проекта государственно-частного партнерства. Площадь нового аэровокзала — 23 тыс. кв.м, пропускная способность аэропорта — 570 пасс. в час.

«Обычно строительство ведется в условиях, ограниченных сложившейся городской застройкой, есть инженерные сети, дороги с подъездными путями, то в данном случае это было просто чистое поле, – рассказывает директор сектора «Аэропорты» Группы «Спектрум» Александр Волков. – Здесь, кроме инженерных коммуникаций, потребовалась серьезная работа по координации действий трех основных заинтересованных сторон: холдинга «Аэропорты Регионов», федеральных и региональных властей и многочисленных вовлеченных служб, а это и УФСБ России, и ФТС России, и Роспотребнадзор, Россельхознадзор, пограничная служба, полиция, ФСО. Аэропорт — это целый город со своими устоями, правилами и нуждами: это нужно учитывать при проектировании».

Аэропорт Саратова Гагарин

  • Площадь: 23 тыс. кв.м.
  • Заказчик: УК «Аэропорты Регионов»
  • Архитекторы: архитектурное бюро ASADOV, авторы интерьеров – Vox и KOSMOS
  • Генпроектировщик, техзаказчик и стройконтроль: ГК «Спектрум»
  • Стоимость проекта: 8,2 млрд. руб.

Особенности проекта
Аэровокзал Саратова обладает уникальным, сложным фасадом. За основу архитекторы и проектировщики взяли два материала – металл и стекло, их сочетание сделало фасад невесомым на вид, но надежным и долговечным.

Главный фасад терминала, поясняют в архитектурном бюро ASADOV, представляет собой «космическую» волну, расходящуюся протуберанцами от центрального входа. Образ волны перекликается и с другими символами региона – рекой Волгой, а также знаменитой саратовской гармошкой. Фасад представляет собой складчатый витраж, словно веер раскрывающийся из середины здания. В системе фасада предусмотрен ряд технологических решений, которые защищают светопрозрачные конструкции от промерзания.

Григорий Юров, главный инженер проекта Группы «Спектрум» рассказывает о сложностях с «капризным» фасадом. «Практически все ограждающие конструкции стеклянные, наклонные, легкие, и для уменьшения воздействия ветровых и снеговых нагрузок разрабатывались специальные сложные узловые решения, – говорит Юров. – Фасад изогнут в трех направлениях, он очень восприимчив к таким нагрузкам. Задача была сложной. Это «капризный» фасад, но он получился красивым, и сегодня является лицом аэропорта».
Все внутренние пространства аэровокзала выдержаны в черно-белой гамме, которые поддерживают тему космоса. Главный акцент интерьера – серия парящих объектов, выполняющих функцию общей подсветки, это световые фонари, оформленные световыми эллиптическими легкими конструкциями.
Внутри аэровокзала – стала серия интерактивных инсталляций, рассказывающих об истории российской космонавтики, они превращают здание аэропорта в настоящий интерактивный музей.

Привокзальная площадь – еще одна изюминка проекта. Пространство площади, созданной по проекту бюро Nowadays, пересекает длинный прямоугольный пруд, вода которого отражает облака и сам терминал. Рядом с прудом – ряды деревьев, посаженные в круглые бетонные контейнеры. Центр площади высокая стела, покрытая стальными пластинками, колеблющимися на ветру. Рядом, на отдельной площадке, засаженной травой, установлена символическая сфера, символизирующая посадочную капсулу, вернувшую Юрия Гагарина на Землю.

Аэропорт Гагарин неоднократно становился победителем престижных российских и международных премий.